Жалоба на судебное решение по административному делу. Обжалование административных наказаний (штрафов)

В первой и апелляционной инстанции по административному делу не всегда удается получить правильное, справедливое и законное решение.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В этом случае законодательство предлагает пользоваться возможностью его обжалования в кассационной инстанции.

Однако нужно учитывать, что эта процедура имеет определенные особенности. Нужно правильно составить, оформить и подать кассационную жалобу, чтобы было можно рассчитывать на то, что она принесет должный результат.

В чем суть

Кассационная жалоба — это заявление, которое подает участник дела или другое лицо, чьи интересы/права были задеты обжалуемым судебным актом.

Ее основная цель — добиться отмены или изменения решения суда первой или апелляционной инстанции.

От заявителя требуется не только заявить, но и обосновать свою позицию.

Он должен привести указание на конкретные ошибки или нарушения, допущенные судами при принятии обжалуемого решения и привести подтверждения их.

Несмотря на схожесть с апелляционной жалобой, кассация имеет ряд существенных отличий. Она подается на решение, которое уже вступило в законную силу.

А при ее рассмотрении суд проверяет главным образом правильность применения правовых норм, не углубляясь в исследование доказательств, которые были уже сделаны предыдущими судами.

Замечание. Новые доказательства к кассации прикладывать нельзя. Они не могут быть приняты судом.

В результате содержание кассационной жалобы имеет большое влияние на принятое, после ее рассмотрения, решение.

Нужно уделить внимание проработке ее доводов и оснований, подтверждая каждый факт нарушений или ошибок.

Если возникают вопросы о том, как написать кассационную жалобу, то полезно проконсультироваться с профессиональным юристом. Это поможет избежать ошибок и неточностей.

Но не всегда доступны заявителю услуги специалистов. Они обходятся относительно дорого.

В этом случае законодательство позволяет осуществлять защиту своих прав и интересов в суде самостоятельно.

Для этого нужно изучить все материалы дела и законодательную базу, а лишь потом приступать к составлению обращения.

Правовая база

Подается кассационная жалоба по административному делу на апелляционное определение или решение суда первой инстанции в порядке и в соответствии с правилами, установленными в КАС РФ.

Фактически КАС РФ лишь устанавливает право подать кассацию, описывает требования к ее содержанию и порядок рассмотрения.

Важно! Фактически кассационная жалоба по делу об административном правонарушении на постановление суда подана быть не может.

В КоАП не описывается данного понятия, хотя изучая его нормы, можно прийти к выводу, что отличие на практике сводится лишь к срокам подачи и названию документа.

Право на обращение

Обладают правом подачи кассационных жалоб все участники дела. Только прокурорами подается вместо жалобы — представление.

Заявление может быть подано и через представителя. Но в этом случае к нему должна прилагаться должным образом оформленная доверенность. Ее отсутствие приведет к тому, что заявление будет возвращено.

Важно! Законодательство допускает подачу кассационной жалобы лицам, не участвующими в деле.

Но только в том случае, если оспариваемое решение суда задело (нарушило) их права и/или интересы.

Они должны обязательно описать этот момент в обращении. Иначе суд не сможет принять и рассмотреть его.

Срок подачи

Обязательно нужно узнать срок подачи кассационных жалоб перед направлением документов. Согласно КАС РФ, он составляет всего 6 месяцев.

Отсчитывать его следует с момента, когда обжалуемое решение вступило в силу.

Нужно понимать, что апелляционные определения вступают в силу с момента их принятия, а решения суда первой инстанции только после истечения срока на апелляционное обжалование.

Если пропущен

Законодательство допускает восстановление пропущенного срока подачи кассационной жалобы.

Это возможно только в случае, если виной тому стали уважительные причины.

Например, тяжелая болезнь заявителя, которую он может подтвердить выпиской из медицинского учреждения.

Для восстановления срока кассационного обжалования необходимо подать соответствующее с описанием причин и приложением подтверждающих их документов.

Важно знать, что восстановление срока кассационного обжалования по административным делам возможно лишь в течение 1 года с момента вступления в силу решения для участников дела или 1 года с момента того, когда лицо не участник дела узнало о наличии решения, нарушающего его права.

Время на рассмотрение

Срок рассмотрения кассационной жалобы по административному делу ограничивается КАС РФ.

Он зависит от того есть ли необходимость истребовать дело из суда нижестоящей инстанции, а также какому судебному органу надлежит заниматься разбирательством по жалобе.

При подаче кассации в ВС РФ нужно сразу приготовиться к тому, что ее срок рассмотрения будет немного больше.

Приведем в таблице информацию о сроках рассмотрения кассационных жалоб по административным делам:

Оплата госпошлины

Уплата государственной пошлины за рассмотрения кассационной жалобы по административному делу является обязательной.

Для граждан ее размер составляет 150 рублей, а для юридических лиц — 3000 рублей. К заявлению должна прилагаться об уплате госпошлины или платежное поручение.

Невыполнение этого правила приведет к тому, что кассационная жалоба будет возвращена.

Замечание. Платить госпошлину при обжаловании постановления об административном правонарушении не нужно.

Видео: обжалование судебных решений

Образец кассационной жалобы по административному делу

Составляя кассационную жалобу нужно опираться на нормы КАС РФ и не пропустить обязательные для указания сведения.

В законодательстве отсутствуют указания на обязательное использование определенных форм или бланков для подготовки документа.

Заявитель должен сам определиться, как ему удобней оформить обращение и лишь затем подавать его. Но это иногда вызывает определенные трудности.

Лучше воспользоваться образцом кассационной жалобы, который легко можно найти в интернете или скачать . Пример можно использовать в качестве готового шаблона оформления.

Но нужно учитывать, что содержание заявления обязательно нужно переработать с учетом конкретного дела и решений.

Применение готового шаблона существенно ускоряет разработку документа и снижает вероятность ошибок и пропуска важной информации.

В Верховный суд

Верховный суд является высшей судебной инстанцией в России и главным образом он занимается рассмотрение различных видов жалоб на решения судов нижестоящих инстанций, в том числе кассационных по административным делам.

Подаются в ВС РФ жалобы на апелляционные определения облсудов, постановления президиумов областных судов, а также вступившие в силу решения и определения райсудов после их обжалования в Президиуме Верховного суда региона.

В Мосгорсуд

Москва является городом федерального значения и это обуславливает некоторые особенности судебных разбирательств на ее территории.

Кассационные жалобы на решения мировых судей и райсудов Москвы, а также на апелляционные определения Мосгорсуда должны направляться в президиум Мосгорсуда .

Фактически его функции равнозначны областному суду, а подача и рассмотрение кассации проходит в Мосгорсуде по стандартным правилам для облсудов.

Нужно уделить большое внимание содержанию кассационной жалобы.

В КАС РФ этому моменту посвящена отдельная статья 320. Перед составлением заявления обязательно следует изучить ее, чтобы избежать ошибок и неточностей.

Рассмотрим, какие сведения обязательно должны присутствовать в кассационной жалобе по административному делу:

Обязательно документ должен быть подписан заявителем или его представителем. В последнем случае нужно также приложить к кассационной жалобе .

Необходимо к заявлению приложить также квитанцию об уплате госпошлины.

Если самостоятельно не получается обосновать требования кассационной жалобы, то лучше все-таки обратиться за помощью к профессиональному юристу.

Апелляция – это предусмотренный законом механизм для частичной или полной отмены ранее принятого судебного решения, которым может воспользоваться как истец, так и ответчик. Если речь идет о правонарушении, которое подпадает под действие одной или нескольких статей КоАП РФ, то в случае, если какой-то участник процесса не согласен с вынесенным вердиктом, он может подать апелляцию по административному делу при условии, что судебное решение еще не вступило в законную силу.

Кто может обратиться

Подать апелляцию может любой дееспособный и совершеннолетний участник процесса, который не согласен с позицией суда и хочет ее обжаловать в вышестоящей инстанции. Таким правом наделены:

  • граждане РФ, проживающие на территории страны или за ее пределами;
  • лица с двойным гражданством;
  • частные и государственные организации, компании и учреждения;
  • должностные лица и государственные служащие;
  • общественные объединения и их работники;
  • лица без гражданства (беженцы, переселенцы, иностранцы).

Важно! Обжаловать наказание могут только граждане, обладающие правосубъектностью (с объективными правами или выполняющие юридические обязанности).

Правила составления

В связи с тем, что основанием для отклонения апелляции может стать наличие ошибок в тексте документа и несоблюдение требований действующего законодательства к его оформлению, заявитель должен уделить особое внимание процессу его составления, указав всю необходимую суду информацию. Для этого можно использовать образец, выделив три основные части, которые должны содержать определенную информацию:

  1. Вступление. В правом верхнем углу заявитель должен указать полные реквизиты судебного органа, куда направляется документ, свои личные данные (ФИО, место регистрации и проживания, возможные контакты для связи) и аналогичные сведения всех участников процесса. Во вступлении также следует выделить оспариваемые законодательные акты, в том числе номер протокола об административном правонарушении, постановление и решение первой инстанции.
  2. Основная часть. Чтобы у суда не было сомнений в целесообразности повторного пересмотра ранее принятого решения, истец должен четко изложить причину обращения, перечислить основания для обжалования не вступившего в силу судебного акта и свои требования (какой результат оспаривания он считает справедливым). От того, насколько грамотно будет составлена эта часть документа, во многом зависит, будет ли он принят вышестоящей инстанцией и какое будет вынесено решение после его рассмотрения.
  3. Заключительная часть, в которой приводится перечень дополнительных материалов и другие необходимые доказательства.

Вместе с тем гражданин вправе подать краткую апелляцию, если есть опасения, что он пропустит предусмотренный законом срок оспаривания (к примеру, если срок обжалования подходит к концу, в то время как из суда первой инстанции все еще не пришла копия постановления судебного органа). В такой ситуации можно написать предварительную апелляцию, намеренно составив ее без соблюдения требований процессуального законодательства, чтобы получивший ее судья вынес постановление об устранении выявленных нарушений. И, несмотря на то, что такое заявление останется без движения, после получения всех необходимых материалов заявитель сможет повторно подать жалобу, которая будет принята вышестоящей инстанцией.

Важно! Предварительная апелляция оформляется как обычная, но в ней отсутствуют обязательные атрибуты, такие как номер решения, дата его вынесения и т. д.

Порядок подачи

В соответствии с положениями КоАП РФ, ранее принятое решение должно быть обжаловано только через суд, который его вынес. Документ можно подать:

  • лично в канцелярии судебного органа, предъявив удостоверение личности. На экземпляре заявителя секретарь должен проставить дату принятия, что будет являться подтверждением его принятия;
  • по почте заказным письмом с уведомлением. Узнать адрес для отправки корреспонденции можно на сайте https://sudrf.ru/.

Чтобы исключить вероятность утери документов, гражданину лучше самостоятельно обратиться в канцелярию суда. При этом подача такого документа не связана с оплатой государственной пошлины: в соответствии с пунктом 5 ст. 30.2 КоАП РФ от этой обязанности освобождаются как юридические, так и физические лица, если речь идет об оспаривании постановления по административному делу.

Жалоба и необходимые материалы предоставляются в суд вместе с копиями по числу участников процесса ее рассмотрения. В противном случае документы могут быть возвращены заявителю.

В течение трех суток после получения апелляции судом первой инстанции она должна быть перенаправлена в вышестоящий судебный орган.

Срок подачи

В соответствии со ст. 30.5 КоАП РФ, жалоба, поданная должностному лицу или органу, который наделен соответствующими полномочиями, должна быть рассмотрена в течение 10-ти дней с момента ее получения. Суд высшей инстанции обязан принять решение относительно принятой жалобы по административному делу в течение 2-х месяцев, если заявителем был предоставлен полный комплект необходимых документов. Апелляция может быть:

  • удовлетворена в полном объеме;
  • не удовлетворена;
  • удовлетворена частично по итогу рассмотрения дела.

Если суд высшей инстанции придет к выводу, что ранее вынесенное определение противоречит нормам действующего законодательства, то оно также может быть отменено.

Важно! Если заявитель не успел подать обращение до момента окончания срока обжалования, то одновременно с подачей апелляции следует предоставить ходатайство о восстановлении пропущенного срока или указать такую просьбу в тексте жалобы.

Возврат апелляции заявителю

Поданная жалоба может быть возвращена и не принята к рассмотрению, если:

  • был пропущен предусмотренный законодательством срок. В такой ситуации гражданин вправе добиться восстановления срока, если он сможет доказать, что пропуск обжалования обусловлен серьезными причинами;
  • документ составлен с грубыми нарушениями требований КоАП или ошибками в данных;
  • она была подана гражданином, который не имеет соответствующих прав.

Порядок рассмотрения

Жалоба по административному делу рассматривается уполномоченным должностным лицом или судьей единолично. После получения всех необходимых документов в ходе судебного разбирательства объявляется, кто подал апелляцию, кто будет ее рассматривать и какая жалоба подлежит рассмотрению.

Судом должна быть установлена явка лица (физического или юридического), в отношении которого было принято оспариваемое постановление, или его законного представителя, действующего, согласно предоставленной доверенности. Кроме того, в обязательном порядке устанавливается явка лиц, вызванных для участия в судебном процессе.

Перед началом рассмотрения проверяются полномочия представителя юридического и физического лица, и выясняется причина неявки других участников, если они проигнорировали полученное приглашение явиться в суд. В этом случае должно быть принято решение о повторном рассмотрении дела без их непосредственного участия или переносе слушания для оповещения участников о дате и времени заседания.

После завершения организационной части должны быть разъяснены обязанности и права лиц, принимающих участие в рассмотрении дела об административном правонарушении. На этом этапе также разрешаются заявленные ходатайства и отводы.

Огласив жалобу на постановление, вынесенное по делу об административном правонарушении, судья должен проверить обоснованность ранее принятого постановления, для чего используются имеющиеся в деле или предоставленные к слушанию материалы. На этом этапе могут быть заслушаны объяснения юридического или физического лица (или его законного представителя), в отношении которого было вынесено постановление об административном правонарушении.

В ходе процесса могут быть заслушаны показания других лиц, имеющих непосредственное отношение к ситуации, а также заключения экспертов и пояснения специалистов. В соответствии с положениями Кодекса, в суде может осуществляться целый ряд процессуальных действий, что впоследствии отразится на принятом решении.

Несмотря на то, что при подаче апелляционной жалобы дело должно быть заново пересмотрено уполномоченным судом, во внимание принимаются только те доказательства, которые были получены первой инстанцией. Привлечь дополнительные материалы, которые ранее не были учтены в завершенном процессе, можно только при условии, что его участники не знали об их существовании (что должно быть подтверждено неопровержимыми доказательствами) или по определенным причинам в первой инстанции их сочли недостаточно вескими.

Видео: школьники подают апелляцию на результаты ЕГЭ

Законодательная база

При составлении и подаче апелляционной жалобы по административному делу гражданин вправе руководствоваться такими законодательными актами:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях N 195-ФЗ от 03.12.2001г. (ред. от 29.07.2017).
  3. ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации» N 3132-I от 26.06.1992г. (ред. от 28.12.2006).
  4. ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» N 1-ФКЗ от 31.12.1996г. (ред. от 05.02.2014).
  5. ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» N 262-ФЗ от 22.12.2008г. (ред. от 29.07.2017).

Требования, предъявляемые к форме и содержанию документов, используемых при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, порядок предоставления указанных документов в Верховный Суд Российской Федерации

По административным делам

«Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»

(извлечение)

Статья 45. Права и обязанности лиц, участвующих в деле

2. Административное исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Глава 12. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ

Статья 124. Административное исковое заявление

1. Административное исковое заявление может содержать требования:

1) о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;

2) о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);

3) об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;

4) об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;

5) об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

2. Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

Статья 125. Форма и содержание административного искового заявления

1. Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

2. Если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;

2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, адрес, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;

3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);

4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;

6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;

6.1) сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались;

7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;

8) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;

9) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

3. В административном исковом заявлении, подаваемом в защиту прав, свобод и законных интересов группы лиц, должно быть указано, в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов.

4. В административном исковом заявлении административный истец приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

5. В административном исковом заявлении административный истец может изложить свои ходатайства.

6. Административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в статье 40 настоящего Кодекса, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 5, 8 и 9 части 2 настоящей статьи. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.

7. Административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов. Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

8. Административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом копии административного искового заявления и приложенных к нему документов могут быть направлены лицу, участвующему в деле, обладающему государственными или иными публичными полномочиями, посредством официального сайта соответствующего органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

9. Административное исковое заявление, подаваемое посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 126. Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению

1. Если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются:

1) уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора;

2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого;

3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств;

4) документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя;

5) доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности, если административное исковое заявление подано представителем;

6) документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, если данный порядок установлен федеральным законом, или документы, содержащие сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась;

6.1) документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются;

7) иные документы в случаях, если их приложение предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.

2. Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению, могут быть представлены в суд в электронной форме.

Глава 21. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ

ДЕЛАМ ОБ ОСПАРИВАНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

И ОБЛАДАЮЩИХ НОРМАТИВНЫМИ СВОЙСТВАМИ

Статья 208. Предъявление административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим

1. С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

2. Общественное объединение вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом.

3. С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд могут обратиться прокурор в пределах своей компетенции, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

4. С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации не действующим полностью или в части вправе обращаться также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования, полагающие, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации либо компетенцию избирательной комиссии.

5. Административные исковые заявления о признании нормативных правовых актов недействующими в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, не подлежат рассмотрению в суде, если проверка конституционности этих правовых актов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами отнесена к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

6. Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

7. Административное исковое заявление о признании закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования недействующим может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего нормативного правового акта.

8. По делам об оспаривании нормативных правовых актов судом не могут быть приняты встречные административные исковые требования.

9. При рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, апелляционном суде общей юрисдикции, кассационном суде общей юрисдикции, в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 настоящего Кодекса.

Статья 209. Требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим

2. В административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны:

1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 9 части 2 и частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса;

2) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;

3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования;

4) сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;

5) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями и лицами, указанными в частях 2, 3 и 4 статьи 208 настоящего Кодекса, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения;

6) наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части;

7) ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи;

8) требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

3. К административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются документы, указанные в пунктах 1, 2, 4 и 5 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса, документы, подтверждающие сведения, указанные в пункте 4 части 2 настоящей статьи, а также копия оспариваемого нормативного правового акта.

Глава 22. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ИНЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНИЗАЦИЙ, НАДЕЛЕННЫХ ОТДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИЛИ ИНЫМИ ПУБЛИЧНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

Статья 218. Предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению

1. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

2. В случае, если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

3. В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.

4. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

5. Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса.

6. Не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.

Статья 220. Требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями

1. Форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1, 8 и 9 статьи 125 настоящего Кодекса.

2. В административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны:

1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса;

2) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);

3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);

4) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями);

5) иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия). В случае оспаривания решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя в числе таких данных указываются известные сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве;

6) сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 настоящего Кодекса лицами - о правах, свободах и законных интересах иных лиц;

7) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);

8) сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи и соответствующие ходатайства;

9) сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;

10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

3. К административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, прилагаются документы, указанные в части 1 статьи 126 настоящего Кодекса, а также копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении.

Глава 23. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ, РАССМАТРИВАЕМЫМ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ КОЛЛЕГИЕЙ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 231. Требования к жалобе (обращению), подаваемой в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

1. В жалобе (обращении), подаваемой в Дисциплинарную коллегию, должны быть указаны:

1) Дисциплинарная коллегия в качестве органа, в который подается жалоба (обращение);

2) лицо, подающее жалобу (обращение), его почтовый адрес, адрес электронной почты (при его наличии) для направления почтовой корреспонденции, номер телефона;

3) решение, с которым не согласен административный истец, а также наименование квалификационной коллегии судей, принявшей данное решение;

4) требование, обращенное к Дисциплинарной коллегии;

5) обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

6) сведения о представителе;

7) перечень прилагаемых к заявлению документов.

2. В жалобе (обращении) также могут содержаться иные сведения, которые могут быть использованы для направления корреспонденции.

Глава 26. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ О ПРИСУЖДЕНИИ КОМПЕНСАЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВА НА СУДОПРОИЗВОДСТВО В РАЗУМНЫЙ СРОК ИЛИ ПРАВА НА ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНОГО АКТА В РАЗУМНЫЙ СРОК

Статья 252. Требования к административному исковому заявлению о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок

1. Форма административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1, 8 и 9 статьи 125 настоящего Кодекса.

2. В административном исковом заявлении о присуждении компенсации должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление о присуждении компенсации;

2) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, подающего административное исковое заявление о присуждении компенсации, с указанием его процессуального положения, адреса или места жительства, наименования или фамилии, имени, отчества (при наличии) ответчика и других лиц, участвующих в деле, их адреса или места жительства;

3) сведения о судебных актах, принятых по делу, наименования судов, рассматривавших дело, предмет спора или ставшие основанием для возбуждения уголовного дела обстоятельства, сведения об актах и о действиях органа, организации или должностного лица, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов;

4) общая продолжительность судопроизводства по рассмотренному судом делу, исчисляемая со дня поступления заявления, искового заявления или административного искового заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного акта по гражданскому или административному делу либо с момента начала осуществления уголовного преследования до момента прекращения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора, общая продолжительность применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество в ходе уголовного судопроизводства либо общая продолжительность производства по исполнению судебного акта;

5) общая продолжительность досудебного производства по уголовному делу, по которому принято решение о приостановлении предварительного расследования в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, исчисляемая со дня подачи заявления, сообщения о преступлении до дня принятия решения о приостановлении предварительного расследования по уголовному делу по указанному основанию;

5.1) общая продолжительность досудебного производства по уголовному делу, по которому в связи с истечением сроков давности уголовного преследования принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела либо решение о прекращении уголовного дела, исчисляемая со дня подачи заявления, сообщения о преступлении до дня принятия указанных решений;

6) обстоятельства, известные лицу, подающему административное исковое заявление о присуждении компенсации и повлиявшие на длительность судопроизводства по делу или на длительность исполнения судебных актов;

7) доводы лица, подающего административное исковое заявление о присуждении компенсации, с указанием основания для присуждения компенсации и ее размера;

8) обстоятельства, известные лицу, подающему административное исковое заявление о присуждении компенсации, и свидетельствующие о бездействии прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя путем нарушения установленного уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения заявления, сообщения о преступлении, в том числе в связи с неоднократной или несвоевременной отменой решения об отказе в возбуждении уголовного дела или решения о возбуждении уголовного дела, или приостановлением предварительного расследования по уголовному делу в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого в совершении преступления, или прекращением уголовного дела или уголовного преследования, либо о недостаточности, несвоевременности или неэффективности мер, принятых органом, осуществляющим предварительное расследование по уголовному делу, для установления лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления;

9) последствия нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок и их значимость для лица, подающего административное исковое заявление;

10) реквизиты банковского счета лица, подающего административное исковое заявление, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию;

11) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

3. К административному исковому заявлению о присуждении компенсации прилагаются документы, указанные в пунктах 2 и 5 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса.

Глава 27. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ ЛИКВИДАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ, ЕЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ИЛИ ИНОГО СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, ДРУГОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ, РЕЛИГИОЗНОЙ И ИНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ЛИБО О ЗАПРЕТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ИЛИ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИХСЯ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ, ЛИБО О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ЛИБО ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ДОСТУПА К АУДИОВИЗУАЛЬНОМУ СЕРВИСУ

Статья 262. Предъявление требований о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису

1. Административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением.

2. Административное исковое заявление о приостановлении деятельности подается в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса.

3. В административном исковом заявлении о приостановлении деятельности должны быть указаны:

1) сведения, предусмотренные пунктами 1 - 3, 5, 9 части 2 статьи 125 настоящего Кодекса;

2) установленные федеральным законом основания для приостановления деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо для запрета деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо для прекращения деятельности средств массовой информации, либо для ограничения доступа к аудиовизуальному сервису и ссылки на фактические данные, основываясь на которые орган или лицо, обратившиеся в суд, пришли к выводу о наличии таких оснований;

3) сведения о территории деятельности местных религиозных организаций, имеющиеся у централизованной религиозной организации, или о территории преимущественного распространения средства массовой информации.

4. Административное исковое заявление о приостановлении деятельности, поданное от имени соответствующего органа, должно быть подписано его руководителем, а поданное от имени должностного лица - этим должностным лицом.

5. К административному исковому заявлению о приостановлении деятельности прилагаются документы, подтверждающие указанные в этом заявлении обстоятельства, а также документы, указанные в статье 126 настоящего Кодекса.

Глава 34. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

Статья 296. Суды, рассматривающие апелляционные жалобы, представления

В случае, если иное не установлено настоящим Кодексом, апелляционные жалобы, представления рассматриваются:

4) Апелляционной коллегией Верховного Суда Российской Федерации - на решения по административным делам Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации и Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые ими по первой инстанции.

Статья 297. Порядок подачи апелляционных жалобы, представления

1. Апелляционные жалоба, представление подаются через суд, принявший решение. Апелляционные жалоба, представление, поступившие непосредственно в апелляционную инстанцию, подлежат направлению в суд, принявший решение, для дальнейших действий в соответствии с требованиями статьи 302 настоящего Кодекса.

2. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, либо нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, принятое до дня голосования или в день голосования, подаются с использованием способов, позволяющих обеспечить их скорейшую доставку в суд, принявший решение.

Статья 299. Содержание апелляционных жалобы, представления

1. Апелляционные жалоба, представление должны содержать:

1) наименование суда, в который подаются апелляционные жалоба, представление;

2) наименование или фамилию, имя и отчество (при наличии) лица, подающего апелляционные жалобу, представление, его адрес или место жительства;

3) номер административного дела, присвоенный судом первой инстанции, указание на решение суда, которое обжалуется;

4) требования лица, подающего апелляционную жалобу, или требования прокурора, приносящего апелляционное представление, а также основания, по которым они считают решение суда неправильным;

5) перечень прилагаемых к апелляционным жалобе, представлению документов.

2. Апелляционная жалоба подписывается лицом, ее подающим, или его представителем. К апелляционной жалобе, поданной представителем, должны быть приложены документ, удостоверяющий полномочия представителя, а также иные документы, указанные в части 3 статьи 55 настоящего Кодекса, если они отсутствуют в деле.

3. Апелляционное представление подписывается прокурором.

4. К апелляционной жалобе прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если жалоба подлежит оплате, или документ, подтверждающий право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины или об освобождении от уплаты государственной пошлины.

5. Лицо, подающее апелляционную жалобу, не обладающее государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии апелляционной жалобы и приложенных к ней документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий жалобы и документов. В случае, если указанное лицо не направило данные документы другим лицам, участвующим в деле, апелляционная жалоба и приложенные к ней документы представляются с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.

6. Лицо, подающее апелляционные жалобу, представление, обладающее государственными или иными публичными полномочиями, обязано направить другим лицам, участвующим в деле, копии апелляционных жалобы, представления и приложенных к ним документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

7. Апелляционные жалоба, представление и прилагаемые к ним документы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В таком случае лицо, не обладающее государственными или иными публичными полномочиями, подающее апелляционную жалобу, вправе направить копии апелляционной жалобы и приложенных к ней документов лицам, участвующим в деле, обладающим государственными или иными публичными полномочиями, посредством официального сайта соответствующего органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Глава 35. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

Статья 318. Право на обращение в суд кассационной инстанции

1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящей главой, в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права, свободы и законные интересы нарушены судебными актами.

2. Судебные акты могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.

3. Срок подачи кассационных жалобы, представления, пропущенный по уважительной причине лицом, обратившимся с такими жалобой, представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по заявлению указанного лица может быть восстановлен судом кассационной инстанции только в случае, если обстоятельства, послужившие причиной его пропуска, имели место в период не позднее двенадцати месяцев со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу или если заявление подано лицом, не участвовавшим в деле, о правах и об обязанностях которого суд принял судебный акт, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав, свобод и законных интересов обжалуемым судебным актом.

4. Заявление о восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления рассматривается судьей суда кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 95 настоящего Кодекса.

5. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации о восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления или об отказе в его восстановлении и вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления или о его восстановлении.

Статья 319. Порядок подачи кассационных жалобы, представления

1. Кассационные жалоба, представление, подаваемые в кассационный суд общей юрисдикции, а также кассационные жалоба, представление, подаваемые в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации на судебные акты по административным делам, указанным в пунктах 7 - 11 части 1 статьи 20 настоящего Кодекса, подаются через суд, принявший решение.

1.1. Кассационные жалоба, представление, подаваемые в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации на судебные акты по административным делам, подсудным районным судам и гарнизонным военным судам, а также по административным делам, указанным в пунктах 1 – 6, 12 – 15 части 1, части 2 статьи 20 пунктах 1 - 6, 12 – 15 части 1, части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, подаются непосредственно в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

2. Кассационные жалоба, представление подаются:

3) на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, если указанные судебные акты были обжалованы в кассационный суд общей юрисдикции; на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов по административным делам, указанным в пунктах 7 - 11 части 1 статьи 20 настоящего Кодекса; на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов по административным делам, указанным в пунктах 1 - 6, 12 - 15 части 1, части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, если такие судебные акты были обжалованы в кассационный суд общей юрисдикции; на апелляционные и иные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, если такие судебные акты были обжалованы в кассационный суд общей юрисдикции; на апелляционные и иные определения апелляционных судов общей юрисдикции по административным делам, указанным в пунктах 7 – 11 части 1 статьи 20 настоящего Кодекса; на апелляционные и иные определения апелляционных судов общей юрисдикции по другим делам, если такие определения были обжалованы в кассационный суд общей юрисдикции; на кассационные и иные определения кассационных судов общей юрисдикции, за исключением кассационных определений, которыми не были изменены или отменены судебные акты мировых судей или вынесенные по результатам их обжалования судебные акты, - в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;

4) на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные акты были обжалованы в кассационный военный суд; на вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) военных судов, вынесенные при рассмотрении административных дел по первой инстанции; на апелляционные и иные определения окружных (флотских) военных судов, если такие определения были обжалованы в кассационный военный суд; на апелляционные и иные определения апелляционного военного суда - в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

3. Кассационные жалоба, представление и прилагаемые к ним документы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Статья 320. Содержание кассационных жалобы, представления

1. Кассационные жалоба, представление должны содержать:

1) наименование суда, в который они подаются;

2) наименование или фамилию, имя и отчество (при наличии) лица, подающего жалобу, представление, его адрес или место жительства и процессуальное положение в административном деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или адрес;

4) указание на суды, рассматривавшие административное дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и сведения о содержании принятых ими решений;

5) номер административного дела, присвоенный судом первой инстанции, указание на судебные акты, которые обжалуются;

6) указание на то, в чем, по мнению лица, подавшего жалобу, представление, состоят основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов;

7) просьбу лица, подающего жалобу, представление.

2. В кассационной жалобе лица, не принимавшего участия в административном деле, должно быть указано, какие права, свободы и законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом.

3. Если кассационные жалоба, представление ранее подавались в суд кассационной инстанции, в них должно быть указано на принятое по жалобе, представлению решение.

4. Кассационная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К кассационной жалобе, поданной представителем, прилагается документ, удостоверяющий полномочия представителя, и иные документы, предусмотренные частью 3 статьи 55 настоящего Кодекса. Кассационное представление должно быть подписано прокурором, указанным в части 6 статьи 318 настоящего Кодекса.

5. К кассационным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных актов, принятых по административному делу.

6. Кассационные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

6.1. Лица, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями, подающие кассационную жалобу в электронном виде, вправе направить копии кассационной жалобы и приложенных к ней документов лицам, участвующим в деле, обладающим государственными или иными публичными полномочиями, посредством официального сайта соответствующего органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае, если кассационная жалоба и приложенные к ней документы поданы в суд в электронном виде, суд кассационной инстанции вправе направить копии кассационной жалобы и приложенных к ней документов лицам, участвующим в деле, обладающим государственными или иными публичными полномочиями, посредством размещения их на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа и (или) сообщить лицам, участвующим в деле, о возможности ознакомления с такими документами и изготовления их копий в суде.

7. К кассационной жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо в кассационной жалобе должно содержаться ходатайство о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты.

7.1. Кассационные жалоба, представление и прилагаемые к ним документы могут быть поданы в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

8. Вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты разрешается судьей суда кассационной инстанции без извещения лиц, участвующих в деле.

Статья 327.1. Особенности кассационного производства, связанные с пересмотром вступивших в законную силу судебного приказа, судебного акта по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, определения, которым не оканчивается производство по административному делу

1. Вступившие в законную силу судебные приказы, судебные акты по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, определения, которыми не оканчивается производство по административному делу, и вынесенные по результатам их обжалования судебные акты могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным настоящей главой, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, в кассационный суд общей юрисдикции и в случае рассмотрения обжалуемого судебного акта кассационным судом общей юрисдикции - в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации или Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

Глава 36. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ

Статья 332. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора

1. Вступившие в законную силу судебные акты, указанные в части 2 настоящей статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными актами.

2. В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

3) вступившие в законную силу решения и определения судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

4) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

6) определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке.

Статья 333. Порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления

1. Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

2. Судебные акты, указанные в части 2 статьи 332 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня вступления их в законную силу.

3. Срок подачи надзорных жалобы, представления, пропущенный по уважительной причине лицом, обратившимся с такими жалобой, представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по заявлению указанного лица может быть восстановлен судом надзорной инстанции только в случае, если обстоятельства, послужившие причиной его пропуска, имели место в период не позднее двенадцати месяцев со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу или если заявление подано лицом, не участвовавшим в административном деле, о правах и об обязанностях которого суд принял судебный акт, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав, свобод и законных интересов обжалуемым судебным актом.

4. Заявление о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления рассматривается судьей суда надзорной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 95 настоящего Кодекса.

5. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или об отказе в его восстановлении и вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или о его восстановлении.

Статья 334. Содержание надзорных жалобы, представления

1. Надзорные жалоба, представление должны содержать:

1) наименование суда, в который они подаются;

2) наименование или фамилию, имя и отчество (при наличии) лица, подающего жалобу, представление, его адрес или место жительства и процессуальное положение в административном деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или адрес;

4) указание на суды, рассматривавшие административное дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и сведения о содержании принятых ими судебных актов;

5) номер административного дела, присвоенный судом первой инстанции, указание на судебные акты, которые обжалуются;

6) указание на основания для пересмотра судебного акта в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований. В случае, если в качестве основания для пересмотра обжалуемого судебного акта в надзорных жалобе, представлении указывается на нарушение судом единства судебной практики, в них должны быть приведены примеры в подтверждение этих доводов;

7) просьбу лица, подающего жалобу, представление.

2. В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в административном деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом.

3. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К надзорной жалобе, поданной представителем, прилагается документ, удостоверяющий полномочия представителя, а также иные документы, предусмотренные частью 3 статьи 55 настоящего Кодекса. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

4. К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных актов, принятых по административному делу.

5. К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо в надзорной жалобе должно содержаться ходатайство о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты.

6. Вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты разрешается судьей суда надзорной инстанции без извещения лиц, участвующих в деле.

Глава 37. ПРОИЗВОДСТВО ПО ПЕРЕСМОТРУ ВСТУПИВШИХ

В ЗАКОННУЮ СИЛУ СУДЕБНЫХ АКТОВ ПО НОВЫМ ИЛИ ВНОВЬ

ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ

Статья 345. Суды, пересматривающие судебные акты по новым или вновь открывшимся обстоятельствам

1. Вступивший в законную силу судебный акт может быть пересмотрен по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судом, его принявшим.

2. Пересмотр по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, которыми изменен обжалованный судебный акт или принят новый судебный акт, производится судом, изменившим судебный акт или принявшим новый судебный акт.

3. В случае установления приговором суда, вступившим в законную силу, вины судьи в совершении преступления, в результате которого был принят незаконный и (или) необоснованный судебный акт, пересмотр судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам осуществляется тем судом, судьей которого он был, принимая этот акт.

Статья 347. Форма и содержание заявления, представления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и прилагаемые к ним документы

1. Заявление, представление о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам подаются в суд в письменной форме. Заявление подписывается лицом, подающим заявление, или его представителем, уполномоченным на подписание заявления.

2. В заявлении, представлении о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подаются заявление, представление;

2) наименование или фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, подающего заявление, его адрес или место жительства, номера телефонов и адреса электронной почты, если таковые имеются;

3) наименования или фамилии, имена и отчества (при наличии) других лиц, участвующих в деле, их место жительства или адрес, иные известные данные о них;

4) наименование суда, принявшего судебный акт, о пересмотре которого ходатайствует заявитель, номер административного дела, присвоенный судом первой инстанции, дата принятия судебного акта, предмет административного иска;

5) обстоятельства, которые могли или могут повлиять на принятие судебного акта;

8) перечень прилагаемых документов;

9) иные сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты лиц, участвующих в деле.

3. К заявлению, представлению о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам должны быть приложены:

1) копия судебного акта, о пересмотре которого ходатайствует заявитель;

2) копии документов, подтверждающих новые или вновь открывшиеся обстоятельства;

3) документ, подтверждающий направление другим лицам, участвующим в деле, копий заявления и документов, которые у них отсутствуют, а в случае ненаправления этих копий - копии заявления и документов по числу других лиц, участвующих в деле;

4) документ, подтверждающий полномочия лица на подписание заявления, а также иные документы, указанные в части 3 статьи 55 настоящего Кодекса, если заявление подано представителем.

4. Заявление, представление о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и прилагаемые к ним документы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом копии заявления, представления и приложенных к ним документов могут быть направлены лицу, участвующему в деле, обладающему государственными или иными публичными полномочиями, посредством официального сайта соответствующего органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Судебные акты оспаривают в порядке апелляции, кассации и надзора. Первичную жалобу - апелляцию - направляют в суд, который вынес решение по делу, но в качестве адресата указывают вышестоящую структуру. Например, через районный суд можно обжаловать постановление мирового судьи по административному делу. Вердикт районного суда оспаривают на уровне краевой судебной инстанции. Чтобы обжаловать апелляционное решение по административному делу, обращаются в Президиум суда субъекта РФ. Следующая стадия - надзорное обжалование - осуществляется в Президиуме Верховного суда нашей страны.

Нельзя обжаловать постановление о возбуждении административного дела, поскольку этот документ не влечет правовых последствий для заявителя. Несогласие с административным постановлением должностного лица или коллегиального органа выражают с помощью обычной жалобы в судебные инстанции. А для привлечения к ответственности сотрудников государственных структур зачастую нет иного выхода, кроме как подать административный иск в суд.

Актуальный вопрос - кто может подавать административный иск? Такое право есть у граждан и субъектов предпринимательства, если их законные права были нарушены в результате решений властных органов или действий их представителей. Перед тем как написать административный иск:

  • определяют подсудность - от этого зависит, куда подать административный иск);
  • собирают документы, которые имеют отношение к делу.

Неправильное определение подсудности приведет к отказу в рассмотрении жалобы. Например, нельзя подать административный иск в Мосгорсуд, поскольку эта инстанция занимается только апелляционным, кассационным и надзорным обжалованием.

У того, кто столкнулся с бездействием и некомпетентностью сотрудников ФССП, часто возникает вопрос: куда подавать административный иск на судебного пристава? Исковое заявление адресуют в территориальный судебный орган по месту нахождения отдела ФССП, где работает должностное лицо.

Причины восстановления срока обжалования административного постановления

Сроки обжалования административных дел установлены законодательством. 10 дней отводят на предъявление возражений к постановлению, и 30 суток - на апелляционное оспаривание судебных решений, которые приняли после рассмотрения жалобы на государственные структуры и их сотрудников. При упрощенном порядке рассмотрения жалобы апелляцию подают в течение 15 дней после вынесения вердикта.

Иногда заявители не успевают подать жалобу в установленный период. Закон допускает восстановление пропущенных сроков при условии, что опоздание произошло по уважительной причине: из-за тяжелого заболевания, длительного отсутствия и прочих обстоятельств непреодолимой силы.

Услуги юриста по обжалованию административных дел в Москве

Административные наказания или бездействие должностных лиц могут повлечь за собой серьезные финансовые и репутационные потери. Юристы и адвокаты центра ПравоЗащита помогут восстановить справедливость с помощью эффективных методов обжалования. Для достижения результата профессионалы разработают грамотную правовую стратегию, используя успешный опыт досудебного и судебного урегулирования. Правозащитники занимаются всеми видами административных дел и оказывают помощь гражданам, предпринимателям и организациям.

Поделиться