Валовой региональный продукт формула расчета. Региональный валовый продукт: структура, объем, расчет

Владимир Степанович Бочко

Кандидат экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации, заместитель директора Института экономики УрО РАН

ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ:

ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

В условиях повышения роли субъектов РФ в экономическом развитии страны требуется более активно использовать современные показатели для оценки динамики и социально-экономического потенциала регионов.

Логическим продолжением используемой системы национальных счетов (СНС), на которую переходит Россия, является система региональных счетов (СРС). На это обращают внимание А.Г. Гранберг, Ю.С. Зайцева , Н.Н. Михеева , А.А. Мироедов, О.А. Шарамыгина и другие исследователи.

Ключевым показателем системы национальных счетов на региональном уровне является валовой региональный продукт (ВРП). Методологические принципы его построения были разработаны нобелевским лауреатом Р. Стоуном в 50-е годы ХХ века. В настоящее время региональные счета используются во многих странах мира. В России расчет ВРП ведется с 1994 г. Одновременно делаются первые шаги по созданию СРС. При этом Госкомстат РФ следует методологическим положениям Европейского статкомитета, рекомендующего начинать работу по СРС с расчетов по регионам валовой добавленной стоимости и валового накопления капитала .

Особое значение приобретает использование показателя ВРП в условиях формирования нового научного направления по изучению территорий, которое называется «пространственная экономика». Значительный вклад в разработку ее теоретико-методологических основ сделан Е.Г. Анимицей,

Н.М. Сурниной и другими уральскими исследователями.

В настоящей статье сделана попытка проанализировать валовой региональный продукт Свердловской области с точки зрения оценки экономического развития региона.

Достоинство ВРП состоит в том, что с его помощью можно не только оценивать развитие конкретного субъекта Федерации, но и проводить

объективное сравнение уровня развития различных субъектов РФ, а также сравнение с данными по России в целом.

Для характеристики результатов экономической деятельности в масштабах страны используется показатель валового внутреннего продукта (ВВП).

Хотя по экономическому содержанию ВРП и ВВП выступают весьма близкими показателями, они не совпадают между собой ни количественно, ни качественно.

Во-первых, отличие ВРП от ВВП состоит в масштабе охвата результатов деятельности. ВРП ограничивается учетом товаров и услуг, созданных на определенной территории страны, называемой регионом. Поскольку под регионом, как правило, понимают территорию, совпадающую с границами субъекта Федерации, то в статистическом учете ВРП отражает результаты деятельности областей, республик и автономных округов, являющихся по Конституции РФ ее субъектами.

Во-вторых, ВВП больше, чем сумма ВРП по России, поскольку помимо нее включает в себя добавленную стоимость, относящуюся к стране в целом и не распределяемую по отдельным регионам. На федеральном уровне в ВВП включается величина добавленной стоимости нерыночных коллективных услуг, оказываемых государственными учреждениями обществу в целом (оборона, государственное управление и др.), добавленная стоимость, создаваемая финансовыми и внешнеторговыми посредниками, а также налоги на внешнеэкономическую деятельность.

Отраслевую структуру ВРП можно представить в виде схемы (рис. 1), которая включает две большие группы отраслей и стоимость чистых налогов на продукты.

Рис. 1. Структура валового регионального продукта

К первой группе отраслей, обеспечивающих создание валового регионального продукта, относятся отрасли, производящие товары. Важнейшими среди них являются промышленность, сельское хозяйство,

строительство, а также лесное хозяйство и другие виды деятельности по производству товаров.

Во вторую группу объединены отрасли, производящие услуги. В их число входят транспорт, связь, торговля и общественное питания, коммунальное хозяйство, информационно-вычислительное обслуживание, наука, здравоохранение, образование, управление и др. Все услуги в свою очередь разделяются на рыночные и нерыночные. При этом услуги в сфере здравоохранения, образования, жилищного хозяйства, культуры и искусства, а также геологии и разведки недр могут носить и рыночный, и нерыночный характер, а в торговле, транспорте, связи и некоторых других отраслях -только рыночный.

Чистые налоги на продукты представляют собой налоги на продукты за вычетом субсидии на продукты. Как известно, субсидией считается пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое государством за счет средств государственного или местных бюджетов, а также средств специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти. Различают прямые субсидии, направленные на развитие необходимых отраслей экономики, и косвенные субсидии, представляющие собой систему льготных налоговых ставок, политику ускоренной амортизации и т.д.

Субсидии на продукты - это вид субсидий, выплачиваемых государством производителю за единицу произведенного товара (услуги). Субсидируются чаще всего социально значимые виды товаров (услуг), цены на которые в случае отсутствия субсидий были бы слишком высокими для массового потребителя. С помощью субсидий компенсируются потери от реализации продукции по ценам, не покрывающим издержек производства и не приносящим определенного размера прибыли.

Поскольку ВРП представляет собой вновь созданную стоимость товаров и услуг, произведенных на территории, то его рассчитывают как совокупность добавленных стоимостей отраслей экономики региона или, другими словами, как валовую добавленную стоимость. ВРП рассчитывается в текущих рыночных и основных ценах (номинальный объем ВРП) и в сопоставимых ценах (реальный объем ВРП)1.

Отраслевая структура ВРП Свердловской области. Основные объемные характеристики структуры валового регионального продукта в Свердловской области приведены в табл. 1.

1 Рыночная цена - цена конечного покупателя. Она включает торгово-транспортные наценки, налоги на производство и импорт и не включает субсидии на производство и импорт. Для устранения влияния различных ставок налогов и субсидий в различающихся отраслях экономики на структуру производства и образование доходов отраслевые показатели приводятся в оценке по основным ценам. Основная цена - цена, получаемая производителем за единицу товара или услуги, без налогов на продукты, но включающая субсидии на продукты. Нерыночные товары и услуги оцениваются с использованием рыночной цены подобных товаров и услуг, реализуемых на рынке, если ее возможно установить, или по затратам на производство, если рыночная цена отсутствует (в частности, так оцениваются услуги государственных учреждений и некоммерческих организаций).

Таблица 1

Отраслевая структура валового регионального продукта Свердловской области , % к валовому региональному продукту

Год Отрасли, производящие товары Из них Отрасли, производящие услуги Из них Чистые налоги на продукты

Промышленность Сельское хозяйство о овт с ь л К о орт С Транспорт Связь Торговля и общественное питание

1995 53,2 36,3 10,5

1996* 51,7 36,6 5,8 8,9 40,3 10,8 1,1 9,0 8,0

1997* 47,1 34,0 6,3 6,1 44,0 11,2 1,2 10,0 8,9

1998 51,6 39,2 5,6 6,0 41,8 10,3 1,2 10,8 6,6

1999 55,6 42,2 6,6 6,3 37,7 8,3 1,0 10,8 6,7

2000 55,9 43,5 5,5 6,2 38,1 9,5 1,2 10,7 6,0

2001* 54,7 42,2 5,9 5,9 39,9 9,4 1,3 11,7 5,4

Примечание. * Рассчитано на основании данных Свердловского облкомгосстата.

На первом месте по удельному весу, как видно из табл. 1, находятся отрасли, производящие товары. На них приходится более половины производства валового регионального продукта. Причем их доля не только сохраняется, но и постепенно увеличивается. Так, в 1995 г. она равнялась 53,2%, затем несколько сократилась, но в конце 1990-х годов снова начала увеличиваться и достигла в 2000 г. 55,9%. В 2001 г. произошло ее понижение до 54,7%, однако общий удельный вес отраслей, производящих товары, остается довольно высоким и нет признаков, что произойдет его уменьшение.

Если сравнивать аналогичные процессы по России в целом и в высокоразвитых индустриальных странах, то придется отметить, что по сравнению со Свердловской областью они идут в противоположном направлении: в них растет доля отраслей, производящих услуги, а не наоборот.

С усилением рыночного реформирования отраслевая структура ВВП России постепенно, но неуклонно изменяется в пользу отраслей, производящих услуги. Так, в 1995 г. доля отраслей, производящих товары, в России была почти такой же, как и в Свердловской области, т.е. равнялась 53,3%, а

к 2000 г. она снизилась до 47,6%. В это же время доля отраслей, производящих услуги, возросла с 38,1% в 1995 г. до 45,0% в 2000 г. Просматривается возрастание в этой сфере удельного веса торговли и общественного питания (14,0% в 1998 г. и 19,3% в 2000 г.), что закономерно отражает развертывание рыночных отношений и направленность развития экономики на удовлетворение потребностей людей в соответствии со спросом населения.

Итак, при почти одинаковых для Свердловской области и России исходных на 1995 г. величинах доли отраслей, производящих товары (53,2% - Свердловская область; 53,3% - Россия), к 2000 г. положение изменилось

настолько, что Свердловская область обогнала Россию более чем на 7 процентных пунктов (55,9% - Свердловская область; 47,6% - Россия). Этот негативный с точки зрения развития рыночных отношений экономический процесс продолжает закрепляться проводимой в области экономической и инвестиционной политикой.

Ухудшение структуры ВРП в Свердловской области вызывается ростом среди отраслей, производящих товары, доли промышленности (с 36,6% в 1996 г. до 42,2% в 2001 г.), в том числе за счет металлургического комплекса. В 1993 г. черная и цветная металлургия вместе обеспечивали 45,9% объема производства промышленной продукции, а в 2000 г. уже 50,2%. По данным Министерства экономики и труда Свердловской области их доля в 2003 г. составила 52,5%. При этом удельный вес сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли и общественного питания изменялся незначительно.

Сам по себе факт усиления промышленно-производственной направленности развития не несет ничего отрицательного. Каждый регион должен использовать свои ресурсы и возможности. Ориентируясь на них, субъекты Федерации ищут способы подъема уровня своего экономического развития. Следуя этому методологическому подходу, закономерно считать, что Свердловская область в современных условиях обеспечивает свое развитие именно на основе использования имеющихся объективных предпосылок и материальных условий. Другими словами, будучи промышленным регионом, она продолжает наращивать прежде всего промышленный потенциал.

Но такие выводы являются правильными лишь до тех пор, пока мы остаемся уровне укрупненных показателей. Если же перейти от анализа промышленности в целом к рассмотрению ее структуры по отраслям и выяснению роли и доли каждой отрасли в развитии экономики области, то придется некоторые в общем-то правильные положения несколько скорректировать, уточнить. Важнейшим среди них станет утверждение, что оптимальной является лишь такая структура промышленности, в которой достойное место занимают обрабатывающие отрасти, а среди них главная роль принадлежит наукоемким производствам. Поэтому сырьевую направленность структуры промышленности нельзя признать лучшим ее вариантом.

Позитивный процесс в изменениях структуры ВРП должен заключаться в наращивании доли отраслей, производящих услуги. Необходимость такой направленности преобразований структуры валового регионального продукта связана, во-первых, с созданием рыночной инфраструктуры, особенно с развитием банковской деятельности, кредитования, страхования, проведения операций с недвижимым имуществом и т.д., во-вторых, с перестройкой производства на изготовление тех товаров и услуг, которые все больше ориентированы на разнообразный спрос населения как по ценовым параметрам, так и по качественным характеристикам.

ВРП на душу населения. В анализе ВРП важное место занимает выявление тенденций изменения величины валового регионального продукта, приходящегося на душу населения. Этот показатель, возможно в наибольшей

мере, отражает динамику экономической активности, разворачивающейся в регионе.

В статистике данные по ВРП на душу населения приводятся не в сопоставимых, а в текущих ценах. Это затрудняет проведение некоторых расчетов, например сравнений динамики ВРП одного и того же региона за ряд лет, так как фактические данные включают рост цен за счет инфляции. В зависимости от того, насколько разными были уровни инфляции в сравниваемые периоды, изменяется степень погрешностей в расчетах.

Если сравнения проводятся за один и тот же год между разными регионами, то уровень инфляции не имеет значения, поскольку как в стране в целом, так и в отдельных регионах цены в заданный отрезок времени росли приблизительно в одинаковой мере. Поэтому величина ВРП, приходящаяся на душу населения, позволяет объективно сравнивать положение одних регионов с другими за определенный год, так как в этом случае инфляционные процессы практически не влияют на величину расчетов. Имеющиеся незначительные различия в уровнях инфляции по разным регионам являются настолько малыми, что их следует учитывать только при выполнении специальных расчетов. Для общего сравнения деятельности регионов и установления соотношений в их развитии перепады в региональной инфляции принципиального значения не имеют.

В том случае, когда проводятся сравнения за разные годы, можно сопоставлять данные лишь «по горизонтали», т.е. брать разные регионы и сравнивать их развитие за определенный год. Переход на сопоставление «по вертикали» возможен лишь тогда, когда сравнение по годам будет выступать не как соотношение во времени показателей данного региона к самому себе, а как результат сравнения разных регионов между собой «по горизонтали».

Проанализируем соотношения изменений ВРП Свердловской области и ВВП Российской Федерации. Данные, приведенные в табл. 2, позволяют обнаружить две тенденции, характерные для области. Первая состоит в том, что величина ВРП на душу населения в области постоянно увеличивается. В номинальном выражении она выросла с 4 240,1 р. в 1994 г. до 47 028,0 р. в 2001 г., т.е. более чем в 11 раз . Естественно, что основным компонентом такого роста явилась инфляция. Вместе с тем определенную долю составляет фактическое увеличение ВРП за счет роста производства во второй половине 90-х годов ХХ века. Вторая тенденция менее радужная и даже тревожная. Она заключается в относительном уменьшении стоимости валового регионального продукта, приходящегося на одного жителя области, по сравнению с показателем в целом по Российской Федерации.

Таблица 2

Соотношение ВРП на душу населения по Свердловской области и Российской Федерации ,

р., до 1998 г. - тыс. р.

Год Свердловская область Российская Федерация Свердловская область по отношению к Российской Федерации, %

1994 4 240,1 3 583,7 (+) 18,3

1995 12 376,0 9 566,3 (+) 29,4

1996 14 378,4 13 230,0 (+) 8,7

1997 15 902,2 15 212,3 (+) 4,5

1998 16 832,7 16 590,8 (+) 1,5

1999 26 044,6 28 492,1 (-) 8,6

2000 36 094,1 42 902,1 (-) 15,9

2001 47 028,0 54 325,8 (-) 13,4

Из табл. 2 видно, что с 1994 по 1998 г. включительно имело место превышение величины ВРП на душу населения в Свердловской области по сравнению с Россией. В 1994 г. оно составляло 18,3%, в 1995 г. выросло до 29,4%. Но начиная с 1996 г. величина превышения постепенно уменьшалась и в

1998 г. составила всего 1,5%.

С 1999 г. уровень ВРП на душу населения в Свердловской области стал ниже, чем по России, и сохранился в таком виде в последующие годы. В 2001 г. он был ниже общероссийского на 13,4%.

Такой устойчивый понижательный процесс может свидетельствовать лишь о том, что реальное развитие экономики области на протяжении анализируемых лет испытывает существенные затруднения. Одной из причин такого положения является не просто сохранение в области высокого удельного веса отраслей, производящих товары, но и рост внутри них доли отраслей сырьевой направленности, прежде всего черной и цветной металлургии.

Соотношение динамики валового регионального продукта на душу населения в Свердловской области и в Российской Федерации наглядно показано на рис. 2. Первоначально Свердловская область устойчиво обгоняла Российскую Федерацию, а затем так же устойчиво стала от нее отставать.

Свердловская область -■-Российская Федерация

Рис. 2. Соотношение ВРП на душу населения Свердловской области и Российской Федерации

Для проверки такого тревожного вывода и установления его объективности мы решили провести дополнительные расчеты путем сопоставления развития Свердловской области с соседними областями, которые находятся в приблизительно одинаковых географических,

климатических и хозяйственно-промышленных условиях. Такими регионами, естественно, выступают прежде всего Челябинская и Пермская области. Они настолько близки по общему промышленному потенциалу и другим показателям развития, что в научной литературе все три области часто объединяют понятием «старопромышленные регионы».

Первый взгляд на табл. 3 показывает, что Свердловская область развивается лучше Челябинской, но уступает Пермской.

Таблица 3

Соотношение ВРП на душу населения в Свердловской, Челябинской и Пермской областях , р., до 1998 г. - тыс. р.

Год Свердловская область Челябинская область Пермская область Соотношение показателя Свердловской области, %

с Челябинской областью с Пермской областью

1994 4 240,1 3 844,5 4 436,5 (+) 10,3 (-) 4,4

1995 12 376,0 8 967,3 12 291,5 (+) 38,0 (+) 0,7

1996 14 378,4 13 193,2 14 481,8 (+) 9,0 (-) 0,7

1997 15 902,2 14 110,6 16 724,4 (+) 12,7 (-) 5,0

1998 16 832,7 12 700,5 18 615,5 (+) 32,5 (-) 9,6

1999 26 044,6 22 713,7 31 571,7 (+) 14,7 (-) 17,5

2000 36 094,1 36 908,7 43 869,7 (-) 2,2 (-) 17,7

2001 47 028,0 41 557,4 63 183,0 (+) 13,2 (-) 25,6

Однако при правильности общего оценочного вывода следует обратить внимание на пробивающуюся тенденцию постепенного ухудшения динамики показателей Свердловской области по отношению и к Челябинской, и к Пермской областям. Так, в середине 1990-х годов Свердловская область имела существенное превосходство над Челябинской областью, доходившее, например, в 1998 г. до 32,5%. Но с конца 1990-х годов разрыв стал уменьшаться и в 2000 г. имел отрицательное значение.

При сопоставлении показателей с Пермской областью также просматривается динамика развития не в пользу Свердловской области. Так, в середине 1990-х годов величины ВРП на душу населения в обеих областях были практически одинаковыми: в 1995 г. ВРП Свердловской области превосходил аналогичный показатель Пермской области на 0,7%, а в 1996 г. был ниже на такую же величину. Другими словами, развитие в соседних областях шло «по одинаковым сценариям». Однако с 1997 г. начинается явный отрыв Пермской области, она активно уходит вперед, с каждым годом увеличивая дистанцию. В 1997 г. разница составляла 5,0%, в 1998 г. - 9,6, в

1999 г. - 17,5, а в 2001 г. уже 25,6%.

За счет чего увеличивается разрыв? Играет здесь роль активизация экономической деятельности в Пермской области или происходит ухудшение положения в Свердловской области? Скорее всего, имеет место и то и другое.

Если бы причина успехов Пермской области по сравнению со Свердловской областью была только в факторах самой Пермской области, то при соревновании таких одинаковых по производственно-экономическому потенциалу регионов разрыв в показателях был бы значительно меньше, о чем свидетельствуют данные развития до 1996 г. Следовательно, отставание связано также с некоторыми негативными процессами, происходящими в самой Свердловской области. Одной из причин такого положения стало закрепление ее сырьевой направленности.

Динамика роста физического объема ВРП Свердловской области. Поскольку стоимостные показатели изменения валового регионального продукта в значительной мере обременены инфляционной составляющей, то они не могут отражать реальные перемены, которые происходят с ВРП. Наибольшие затруднения возникают с получением объективных данных, когда приходится сравнивать показатели одного и того же региона за ряд лет. Поэтому для получения реальной картины, которая должна отражать действительные процессы в динамике ВРП, используется показатель индекса физического объема ВРП. В этом случае валовой региональный продукт рассчитывается в сопоставимых ценах и отражает реальный объем.

В связи с определенным более быстрым развитием России в целом и отдельных ее регионов доля Свердловской области в общем объеме валового регионального продукта страны постепенно уменьшается. Если в 1995 г. удельный вес ВРП Свердловской области в общероссийском объеме составлял 4,1%, то в 2001 г. только 2,7% .

Индекс физического объема валового регионального продукта Свердловской области также изменяется неравномерно (табл. 4).

Таблица 4

Индекс физического объема ВРП Свердловской области , % к предыдущему году

Год Свердловская область Справочно: изменение физического объема совокупного ВРП по РФ

1999 101,8 105,6

2000 112,2 110,7

2001 108,7 106,0

2002* 103,8 104,3

2003* 106,5 106,9

Примечание. * По Свердловской области - по данным Свердловского облкомгосстата, по РФ - текущие данные Г оскомстата РФ.

Из табл. 4 видно, что ВРП Свердловской области в своем реальном выражении начал расти с 1999 г. Самым удачным периодом был 2000 г., когда ВРП увеличился на 12,2%. Появились надежды на удержание таких высоких темпов и в последующие годы. Хотя 2001 г. был закончен со снижением темпов роста, последние находились на таком высоком уровне, что можно было ожидать нового положительного развития экономики. Эти два благополучных года были знаменательны и тем, что впервые Свердловская область по темпам роста ВРП обогнала Российскую Федерацию. Если в 2000 г. в РФ темп роста ВРП равнялся 110,7%, то в Свердловской области его рост был выше на 1,5 процентных пункта и равнялся 112,2%. В 2001 г. благоприятный исход снова был на стороне нашей области. Казалось, что экономика области вошла в нужное русло и будет продолжать свое развитие в заданном ритме.

Однако следующий год подорвал надежды на устойчивое опережающее развитие региона не только по отношению к Российской Федерации. В 2002 г. ВРП области вырос только на 3,8%, что само по себе было низким приростом. К тому же этот показатель вновь стал меньше общероссийского.

Была надежда, что это случайный срыв. Но данные за 2003 г. опять показали результат не в пользу Свердловской области. Это подводит к мысли о том, что более низкие темпы роста ВРП области по сравнению с Россией могут стать повторяющимся явлением.

О вероятности таких последствий свидетельствует динамика ВРП Свердловской области и ВРП по России в целом за последние 7 лет, представленная на рис. 3. Кроме 2000 и 2001 гг. весь остальной период темпы роста физического объема ВРП области были ниже темпов роста совокупного ВРП Российской Федерации.

/1Ї0 // 105У, ч. ^ %ч108,7 ЧЛ0бч 106,9 104,^106,5

Щ 101,2 Г / / / > 101,8 / / "Чг 103,8

*ч9б\ ч \ // // 93/б/

Свердловская область -■---Российская Федерация

Рис. 3. Сравнительная динамика физического объема ВРП Свердловской области и ВРП Российской Федерации в целом

Проблема удвоения ВРП Свердловской области по отношению к

2000 г. Поскольку валовой региональный продукт в синтезированном виде отражает результаты работы региона, а валовой внутренний продукт -результаты экономической деятельности страны, руководители государства и регионов стали обращаться именно к этим показателям. Это давало возможность сосредоточить внимание предпринимателей и всего населения на решении такой задачи, которая была бы, с одной стороны, понятной всем, а с другой - не упрощала суть предлагаемых ориентиров.

Как ВРП, так и ВВП характеризует конечный результат производственной деятельности экономических единиц. Данные показатели отражают стоимость конечных товаров и услуг, произведенных этими единицами в течение отчетного периода в ценах конечного покупателя. Следовательно, они ориентируют население и хозяйствующие субъекты на выпуск не просто законченной продукции и услуг, а исключительно такой, которая пользуется платежеспособным спросом.

В экономическом отношении ВРП, так же как и ВВП, при расчете производственным методом представляет сумму валовой добавленной стоимости всех отраслей. Значит, общество должно организовывать деятельность предприятий, организаций и сфер общественного производства таким образом, чтобы доля добавленной стоимости в продукте (услуге) имела тенденцию к возрастанию. В этом будет выражаться рост эффективности и производительности труда. Но не только это. Важно то, что часть добавленной стоимости выступает для работников в форме их заработной платы, а в конечном счете - их дохода. Поэтому становится понятным, что увеличение ВРП (или ВВП) равносильно росту благосостояния населения региона, страны.

Исходя из такого экономического понимания ВРП (ВВП) проблема его роста действительно является важнейшей как для руководителей регионов и страны, так и для исполнителей любого уровня, звания, должности и квалификации. В увеличении ВРП (ВВП) заложен успех развития общества, отдельного человека, его материального достатка и условий для умножения духовной культуры. Поэтому задача (и проблема) активного увеличения ВРП и ВВП может стать на ближайшие 20-25 лет главным мобилизующим экономическим лозунгом как для отдельных регионов, так и для России в целом.

В настоящее время руководством Свердловской области поставлена задача удвоить ВРП к 2010 г. Она последовала вслед за призывом Президента страны удвоить ВВП России к этому же сроку.

Насколько возможно решение названной задачи в указанный отрезок времени? Для ответа на этот вопрос необходимо выяснить, во-первых, то, как «шагает» регион по приращению ВРП, а во-вторых, то, как он должен «шагать», чтобы вовремя прийти к указанному финишу.

О движении Свердловской области по наращиванию ВРП говорилось выше. Если за базу отсчета удвоения ВРП брать 2000 г., то «шаг» области был замедляющимся: в 2001 г. прирост ВРП составил 8,7%, в 2002 г. - 3,8%. Несколько улучшилось положение в 2003 г.: темп прироста ВРП составил 6,5%. Среднегодовой прирост за это период составил 6,3%.

Наши расчеты показывают, что если принять за единицу уровень ВРП Свердловской области в 2000 г., то для его удвоения за 10 лет, т.е. к 2010 г., необходимо обеспечивать среднегодовой прирост ВРП не менее 7,5%\

Если в каком-либо году темпы прироста будут ниже этого показателя, то в последующие годы потребуется превысить 7,5%-ный прирост.

У Правительства области есть намерение закончить 2004 г. с приростом ВРП в 7,5%. Если это произойдет, то Свердловская область может войти в ритм движения, который даст ей возможность реально достичь заявленной цели к 2010 г.

1 Расчеты для Свердловской области соответствуют динамике индексов валового внутреннего продукта для России в целом. В 2000 г. ее ВВП составлял 66% от уровня 1990 г. Для удвоения этой величины к 2010 г. необходимо иметь темпы прироста ВВП в размере не менее 7,5-7,7% в год. Однако практика показывает, что к уровню 7,5% прироста ВВП в год Россия еще не подошла. Во всяком случае в 2001 г. прирост ВВП составил 5,0%, в 2002 г. -4,3%, а в 2003 г. - 6,9%.

В то же время, с точки зрения повышения благосостояния всего населения, не следует переоценивать значение роста валового регионального продукта Свердловской области к 2010 г. в 2 раза, так как даже удвоенный ВРП в своем физическом объеме лишь приблизится к уровню 1990 г. или слегка его превысит.

Принципиально важным моментом становится выявление и приведение ВРП в действие той базы, которая обеспечит нужный уровень прироста валового регионального продукта. Исходить надо, во-первых, из анализа удельного веса отраслей в структуре ВРП и темпов их роста, во-вторых, из направленности экономического развития региона в целом.

Данные табл. 5 показывают, что за шесть анализируемых лет в структуре и удельном весе отдельных отраслей произошли серьезные изменения, как позитивные, так и негативные.

Таблица 5

Динамика структуры ВРП Свердловской области по отраслям производства (рассчитано на основании )

Удельный вес валовой добавленной

Отрасли стоимости отрасли, %

1996 г. 2001 г.

Производство товаров 51,75 54,73

В том числе по отраслям:

промышленность 36,61 42,18

сельское хозяйство 5,76 5,93

лесное хозяйство 0,13 0,11

строительство 8,90 5,87

прочие виды деятельности по производству товаров 0,34 0,63

Производство услуг 40,29 39,86

Рыночные услуги 31,34 33,33

В том числе по отраслям:

транспорт 10,75 9,44

связь 1,14 1,27

торговля и общественное питание 8,97 11,69

информационно-вычислительное обслуживание 0,04 0,30

операции с недвижимым имуществом 1,49 3,58

коммунальное хозяйство 2,61 1,24

страхование 0,18 0,43

жилищное хозяйство 1,39 0,87

обеспечение 0,59 1,48

народное образование 0,27 0,57

культура и искусство 0,08 0,11

управление 1,06 0,58

прочие рыночные услуги 2,77 1,77

Нерыночные услуги 8,95 6,53

В том числе по отраслям:

жилищное хозяйство 0,95 0,37

здравоохранение, физическая культура и социальное

обеспечение 3,06 1,85

народное образование 3,20 2,27

культура и искусство 0,29 0,22

управление 1,01 1,77

прочие нерыночные услуги 0,44 0,05

Чистые налоги на продукты 7,96 5,41

Среди положительных моментов следует назвать сохранение доли услуг в общем объеме ВРП. В 1996 г. они составляли 40,29%, а к 2001 г. лишь незначительно снизились и равнялись 39,86%. Но это относительное благополучие, так как все-таки доля услуг должна расти, а не снижаться. Кроме того, важно отметить такое явление, как повышение доли рыночных услуг и, соответственно, понижение доли нерыночных услуг.

Более важным положительным сдвигом является существенное увеличение среди рыночных услуг доли торговли и общественного питания, информационно-вычислительного обслуживания, операций с недвижимым имуществом. Названный ряд положительных перемен свидетельствует о постепенном закреплении в экономике области рыночных отношений и создании для них необходимой инфраструктуры.

Имеет место и значительный объем негативных подвижек. Во-первых, произошел рост доли отраслей, производящих товары, что не соответствует российским и мировым тенденциям в преобразованиях структуры ВРП. Во-вторых, продолжает увеличиваться доля промышленности. В целом это не отрицательная характеристика, но при условии, что среди промышленных отраслей будут преобладать обрабатывающие, а не сырьевые. В-третьих, снизилась доля строительства, что может вести к уменьшению прироста ВРП, поскольку строительство обычно выступает одним из локомотивов общего увеличения темпов роста. В-четвертых, среди рыночных услуг падает доля транспорта и жилищного хозяйства, хотя обычно именно эти отрасли, наряду со связью, устремляются вперед при развитии рыночных отношений. В-пятых, сдерживающим фактором увеличения темпов роста ВРП может стать увеличение доли управления в системе нерыночных услуг: с 1996 по 2001 г. она выросла с 1,01 до 1,77%. Умножающиеся расходы на управление из бюджетных средств свидетельствуют не только о повышении заработной платы и доходов чиновников, но и об увеличении самого их числа, что ведет к бюрократизации системы управления экономикой и обществом.

Названные положительные и отрицательные тенденции в изменении структуры ВРП не исчерпывают всю глубину перемен, которые свершились за период с 1996 по 2001 г. включительно. Но они подсказывают пути выбора направлений для совершенствования структуры экономики области с целью увеличения темпов роста ВРП и экономического благополучия населения.

Следует понять, что сырьевая направленность не спасет область. Ее богатство не в природных ресурсах, а в умении пользоваться ими. Поэтому необходимо развивать интеллектуальные отрасли, прежде всего обрабатывающие, и опираться на наукоемкие производства.

Литература

1. Гранберг А., Зайцева Ю. Производство и использование валового регионального продукта: межрегиональные сопоставления // Российский экономический журнал. 2002. № 10.

2. Мироедов А.А., Шарамыгина О.А. Использование показателя валового регионального продукта в оценке экономического развития региона // Вопросы статистики. 2003. № 9.

3. Михеева Н.Н. Макроэкономический анализ на основе региональных счетов. Хабаровск-Владивосток: Дальнаука, 1998.

4. Сурнина Н.М. Пространственная экономика: проблемы теории, методологии и практики / Науч. ред. Е.Г. Анимица. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2003.

5. Регионы России: Стат. сб.: В 2 т. / Госкомстат России. М., 1998. Т. 2.

6. Регионы России: Стат. сб.: В 2 т. / Госкомстат России. М., 2001. Т. 2.

7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2002.

8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2003.

9. Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2002.

10. Российский статистический ежегодник. 2003: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2003.

11. «Экспресс-информация» Свердловского областного Комитета государственной статистики за 1996 и 2001 гг.

Экономический статус каждого субъекта Российской Федерации делает актуальным применение самых разных инструментов для оценки экономического благосостояния, финансового баланса и условий конкуренции не только на отечественном, но и на мировом рынке. Данные инструменты крайне необходимы для реализации эффективной федеральной политики, которая направляется на ликвидацию диспропорций межрегионального типа, на укрепление целостности экономики и политики. Самостоятельность регионов приводит к актуализации региональной политики и к значимости такого показателя, как региональный валовый продукт.

Информационное обеспечение с помощью ВРП

Процветание становится позывом к разработке региональных управленческих решений с современными подходами к информационному обеспечению и экономической обоснованности. Оптимальной основой для анализа характеристик рыночной экономики комплексного типа выступает система национальных счетов, или СНС. На региональном уровне СНС выступает в формате СРС (система региональных счетов). Центральная позиция в СНС принадлежит валовому внутреннему продукту, или ВВП. Региональный аналог ВВП в СНС - это региональный валовый продукт, или РВП. Данный показатель показывает уровень экономического развития, является своеобразным отражением итогов экономической деятельности каждого из хозяйствующих субъектов в рамках региона. ВРП используется в качестве основы для формирования региональных счетов.

Зачем осуществляется расчет ВРП?

На территории России расположено порядка 89 административно-территориальных образований, локализованных в разных временных поясах, отличающихся географическим положением и уровнем экономического и социального развития. ВВП отражает лишь общую ситуацию в стране, не давая четко увидеть, как обстоят дела в разных ее уголках, что исключает вероятность принятия объективных решений. Государство заинтересовано в данных, которые способны комплексно охарактеризовать обстановку в каждом отдельном уголке страны.

Дифференцированная которой выступает региональный валовый продукт, позволяет выработать подходящую экономическую политику и оценить эффективность принятых решений не на уровне страны, а на уровне регионов. С помощью динамики ВРП, в комплексе со стоимостными и натуральными показателями, удается установить направленность и интенсивность экономических процессов, которые могут на межрегиональном уровне послужить сильным толчком к развитию. ВРП играет большую роль в расчетах макроэкономических показателей и в реформировании межрегиональных отношений. Показатель служит ориентиром в процессе распределения средств из «Фонда финансовой поддержки субъектов региона РФ».

Так что же такое ВРП?

Региональный валовый продукт является, по сути, обобщенным характеризирующим уровень экономического развития региона. Он отражает и характеризует процесс производства товаров и услуг. Объем ВРП говорит о том, какова стоимость всех выпущенных товаров и услуг во всех экономических отраслях в конкретном регионе. На первых стадиях внедрения показателя в экономический анализ данные публиковались с учетом рыночных цен. Оценка ВРП в формате основных цен существенно отличается от оценки в рыночных ровно на величину чистых налогов на продукты. Субсидии не учитываются. ВРП в доминирующих цехах отражает сумму добавленных стоимостей в основных ценах с ориентацией на определенный вид экономической деятельности.

Структура ВРП, или Что в него входит

Валовой региональный продукт рассчитывается с учетом основной цены, которая выходит в расчете на единицу товара или услуги. Налоги не учитываются, но во внимание берутся субсидии на продукты. Валовая рассчитывается в каждом отдельном сегменте экономической деятельности в качестве разницы между выпуском товаров или услуг и их промежуточным потреблением. За суммарная цена выпуска товаров и услуг в рамках одного региона и является объемом выпущенной продукции. В выпуск включаются уже реализованные товары с услугами по рыночной стоимости. Для расчета используется среднее значение. учитывается в валовый выпуск, но только по себестоимости. Промежуточное потребление включает стоимость товаров с услугами, которые полностью используются при производстве в течение отчетного периода. Основной капитал для подсчета промежуточного потребления не играет роли. Расходы на итоговое использование ВРП включают расходы на домашние хозяйства, на государственные учреждения, на коллективные услуги. Оценивая объем валового регионального продукта и его структуру, можно определить источники финансирования конечного потребления.

Варианты расчета

В условиях современной экономики принято использовать несколько вариантов расчета ВРП. Производственный метод расчета показателя используется на стадии производства. Он является, по сути, суммой валовой добавленной стоимости, которая формируется каждой институциональной единицей-резидентом в области экономической территории региона. Валовый региональный продукт, расчет которого основан на разнице между выпусками товаров и услуг и их промежуточным потреблением, сформирован на основе цен на товары и услуги, полностью употребляемые при производстве, проводится на уровне отраслей и секторов экономики региона. ВРП может быть рассчитан и на основе текущих рыночных цен путем их сопоставления.

Отличие ВВП и ВРП

Валовой региональный продукт, который рассчитывается по каждому из регионов, имеет существенные отличия от ВВП. Разница между показателями - это объем добавочной стоимости. Сюда можно отнести:

  • Нерыночные коллективные услуги государственных органов: оборона, управление.
  • Нерыночные услуги, финансирование которых осуществляется из бюджета, но информация о них не доступна на региональном уровне.
  • Услуги финансовых учреждений, деятельность которых практически всегда выходит за рамки одного региона.
  • Услуги, связанные с внешней торговлей, данные по которой собраны на Федеральном уровне.

Валовый продукт: особенности показателя

Разницу между показателями ВВП и ВРП формируют расходы на оплату налогов в связи с импортом и экспортом. Эту величину весьма проблематично подсчитать в силу ее специфики и неравномерной интеграции между отдельными регионами. Валовый региональный продукт по регионам рассчитывается на протяжении 28 месяцев. Методика SAC позволяет получить более быстрый результат. Правительство использует множество механизмов, позволяющих отслеживать динамику и рост показателя. Интересен тот факт, что в сумме все показатели ВРП не соответствуют ВВП, что определяется спецификой расчетов и исключением добавочных стоимостей.

На основе каких данных рассчитывается ВРП?

Многогранная структура валового регионального продукта определяет использование одновременно большого количества источников для подсчета значений параметра. Так, в странах СНГ эксперты учитывают регистры предприятий и отчеты о производстве и реализации товаров с услугами, отчеты о затратах на производство. Во внимание берутся выборочные обследования и специальная отчетность регионального уровня. Расчет проводится по отчетам занятости и на базе обследований каждого отдельного сегмента экономики, на основании обследования бюджетов домашних хозяйств. Весомыми источниками информации выступают данные налоговых органов и банковская статистика, отчеты общественных организаций и данные по выполнению разных видов бюджета.

ВРП на практике России

Валовый региональный продукт по регионам России в полном объеме характеризует уровень развития области и сопоставляется с показателями макроуровня. Он играет роль территориального фактора развития социальных и экономических процессов. В основе расчета значения используются методологические принципы СНС, разработка которых проводилась в рамках ФСГС. Публикация результатов после их предварительного утверждения также осуществляется на уровне ФСГС.

Прогнозирование валового регионального продукта проводится на основании данных собранных со всех резидентов региональной экономики. Это могут быть корпорации, квазикорпорации и домашние хозяйства, у которых центр экономического интереса расположен непосредственно в рассматриваемом регионе. Впервые расчет и анализ валового регионального продукта был проведен в 1991 году по 21 региону. Начиная с 1993 года в расчетах принимали участие все регионально-территориальные органы власти. С 1995 года оценка и расчет ВРП является обязательным условием реализации «Федеральной программы». Только с 1997 года началась оценка динамики показателя. Он дает основания для реализации правильной экономической политики в сфере производства и промышленности, на долю которых практически во всех регионах приходится от 60 до 80 процентов всего объема ВРП.

ВРП рассчитывается территориальными органами государственной статистики согласно единой методологии, разрабатываемой в Федеральной службе государственной статистики Российской Федерации.

Органами государственной статистики согласно единым методологическим принципами составляются таблицы «затраты-выпуск». Базовые таблицы «затраты-выпуск», являясь составной частью СНС, представляют собой интегрированную систему макроэкономических показателей, всесторонне характеризующих структуру экономики в детализированном разрезе видов экономической деятельности и продукции. Дополняя полную последовательность счетов, эти таблицы позволяют обеспечить более детальный анализ процесса производства и использования товаров и услуг, а также образования и использования доходов, создающихся в процессе производства.

Основными показателями таблиц «затраты-выпуск» являются:

Выпуск товаров и услуг;

Промежуточное потребление;

Валовая добавленная стоимость;

ВРП может быть рассчитан следующими тремя методами:

Производственным;

Распределительным;

Конечного использования (таблица 1).

Таблица 1 ? Методы расчета ВРП

Метод расчета ВРП на основе счета производства получил название производственного. Он показывает, как образуется совокупное предложение товаров и услуг при средней интенсивности использования факторов производства.

Производственный метод предназначен для анализа структуры производства в регионе, изучения эффективности отраслей экономики и эффективности факторов производства, выявления относительного уровня экономического развития региона. Анализ вклада отраслей в создание ВРП региона характеризуется их долей в сумме валовой добавленной стоимости (ВДС).

Согласно методу конечного использования ВРП определяется как сумма следующих компонентов:

Расходы на конечное потребление товаров и услуг;

Валовое накопление;

Чистый экспорт товаров и услуг.

Под расходами на конечное потребление товаров и услуг понимают расходы домашних хозяйств, расходы учреждений государственного управления и расходы некоммерческих организаций на товары и услуги для индивидуального и коллективного потребления.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств включают:

Расходы на покупку потребительских товаров и услуг;

Потребление товаров и услуг, полученных в натуральной форме в порядке оплаты труда и так далее;

Потребление товаров и услуг, произведенных домашними хозяйствами для собственного конечного потребления.

Расходы на конечное потребление учреждений государственного управления и некоммерческих организаций определяются следующим образом: текущие расходы на содержание этих учреждений минус поступления этим учреждениям от продажи товаров и услуг по рыночным ценам плюс стоимость потребительских товаров и услуг, купленные этими учреждениями у рыночных производителей для передачи домашним хозяйствам бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения, плюс возмещение расходов домохозяйствам на приобретение товаров и услуг за счет государственных фондов социального страхования. Бюджетные организации здравоохранения, социального обеспечения и т.д. представляют товары и услуги для индивидуального потребления, которые используются домашними хозяйствами для удовлетворения личных потребностей. Услугами для коллективного потребления являются услуги бюджетных организаций управления, обороны.

Под валовым накоплением понимается приобретение за вычетом выбытия резидентами товаров и услуг, произведенных и оказанных в текущем периоде, но не потребленных в нем. Валовое накопление включает валовое накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств и чистое приобретение ценностей.

Валовое накопление основного капитала определяется как приобретение активов за вычетом выбытия новых и существующих основных фондов. Приобретение активов включает покупки, бартер, получение капитального использования, капитальный ремонт. Выбытие активов показывается как отрицательное приобретение. Изменение запасов материальных оборотных средств - это изменение стоимости производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и товаров для перепродажи. Изменение стоимости запасов материальных оборотных средств должно определяться как разница между поступлениями продукции в запасы и изъятия из них, при этом продукция должна оцениваться в рыночных ценах, действующих соответственно в момент поступления или изъятия. Однако на практике трудно получить информацию о всех поступлениях и изъятиях продукции в течение отчетного периода, поэтому изменение запасов обычно рассчитывается как разница между стоимостью запасов на конец и начало периода по данным бухгалтерских отчетов предприятий. В этом случае необходимо исключить влияние изменения стоимости продукции в результате изменения цен за время нахождения её в запасах.

Чистое приобретение ценностей. Ценностями являются предметы, которые приобретаются не для производственных или потребительских целей, а для сохранения стоимости, т.е. предметы, ценность которых со временем увеличивается: драгоценные металлы и камни (кроме монетарного золота, а также золота и камней, предназначенных для промышленного использования), ювелирные изделия, антиквариат, коллекции и т.п.

Экспорт и импорт товаров и услуг - экспортно-импортные операции данной страны со всеми странами. Экспорт и импорт представляет собой стоимость вывезенных из страны или ввезенных в страну товаров.

При определении распределительным методом ВРП включает следующие виды первичных доходов:

Оплату труда наемных работников;

Чистые налоги на производство и импорт;

Валовую прибыль и валовые смешанные доходы.

Оплата труда наемных работников - это сумма всех вознаграждений в денежной или натуральной форме, выплачиваемых работодателями наемному работнику в обмен на работу, выполненную в течении отчетного периода.

Чистые налоги на производство и импорт определяются как разница между налогами на производство и импорт и субсидиями на производство и импорт. Налоги на производство и импорт - это обязательные платежи, взимаемые органами государственного управления с предприятий в связи с производством и импортом товаров и услуг или использованием факторов производства. Сюда входят налоги, такие как: НДС, акцизы, налоги на продажи, налог с оборота, налоги на отдельные виды услуг, прибыли фискальных монополий, налоги на импорт, экспорт, таможенные пошлины, налоги на землю, средства производства и рабочую силу.

Субсидии на производство и импорт - это текущие безвозмездные невозвратные платежи, которые государство производит предприятиям в связи с производством, продажей или импортом товаров и услуг.

Валовая прибыль и валовые смешанные доходы - прибыль и доходы представляют собой ту часть добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычета расходов, связанных с оплатой труда наемных работников и чистых налогов на производство и импорт. В данном случае измеряется прибыль (убыток), полученная от производства, до учета доходов от собственности. Для некорпоративных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, этот вид дохода содержит элементарное вознаграждение за работу, который не может быть отделён от дохода владельца или предпринимателя, в этом случае валовую прибыль называют смешанным доходом.

После рассмотрения трех методов расчета ВРП и выявления основных показателей, составляющих ВРП, можно сделать предположение об их влиянии на номинальный объем ВРП. Данные показатели являются показателями, формирующими ВРП. Однако, существенное влияние на рост объема ВРП оказывают не только эти показали, его формирующие, но и внешние факторы: инвестиционная деятельность, основные фонды в экономике, эффективность производства.

Наиболее общее представление о тенденциях в экономическом развитии страны может быть получено на основе анализа темпов роста физического объема ВВП, аналогом которого на региональном уровне является темп роста физического объема ВРП. Индекс физического объема ВРП? относительный показатель, характеризующий изменение объема ВРП в текущем периоде, оцененный в ценах базисного периода.

где? ВРП текущего периода в базисных ценах (реальный объем ВРП);

ВРП базисного периода в базисных ценах.

Индекс-дефлятор ВРП оценивает степень инфляции по всей совокупности благ, производимых и потребляемых в государстве, учитывает не только изменение цен товаров народного потребления, но и цен товаров, используемых в государственных интересах, инвестиционных, экспортируемых и импортируемых товаров и услуг.

Индекс-дефлятор ВРП? отношение ВРП в текущих ценах к объему ВРП в постоянных ценах предыдущего года.

Принято исчислять индекс по формуле Пааше, то есть путем взвешивания по продукции отчетного года.

статистический валовый региональный продукт

где? ВРП текущего периода в текущих ценах (номинальный

объем ВРП).

Переоценка в сопоставимые цены показателей ВРП осуществляется органами статистики с использованием метода прямого дефлятирования путем деления ВРП текущего периода на индекс цен, то есть:

01.07.2008

Слабые регионы отстают в экономическом развитии от сильных в десятки раз и без грамотной госполитики не подтянутся, считает журнал «Финанс», опубликовавший третий по счету рейтинг российских регионов по показателю производимого в них продукта на душу населения.

Впереди всех - Тюменская область c $43,5 тысяч, что примерно соответствует подушевому ВВП США, Ирландии или Кипра. Но даже догнав Америку, российскому региону еще есть к чему стремиться. США всего лишь замыкают десятку стран самым большим ВВП на одного жителя. У Катара и Люксембурга этот показатель превышает $75 тысяч.

Следом за Тюменской областью с отставанием на $20 тысяч – Москва. По продуктивности экономики она близка к Южной Корее, Израилю и Саудовской Аравии. Интересно, что отрыв Тюмени от столицы, хотя и остается очень большим, несколько сократился за последнее время: в прошлогоднем рейтинге он был более чем двукратным. Это не удивительно: московская экономика в последние годы растет гораздо быстрее.

Производство в нефтегазовом секторе уже давно не впечатляет особым динамизмом. В 2006 году добыча топливно-энергетических полезных ископаемых выросла всего на 2,5%, в 2007-м – на 1,9%. Другое дело – обрабатывающая промышленность, торговля, финансовые и другие услуги, на которых специализируется Москва. Учитывая это, вполне вероятно, что в дальнейшем столица продолжит догонять Тюменскую область в рейтинге журнала «Финанс».

Перемена мест

Заметно ухудшились позиции Вологодской области, которая опустилась с третьего места на восьмое. Это объясняется в первую очередь относительно медленным ростом ее номинального ВРП в 2006 году (на 9%). Пять регионов, опередивших Вологодчину, прибавили по 25–35%. Особенно хорошую динамику продемонстрировали Сахалинская область и Красноярский край, что позволило этим субъектам Федерации занять четвертую и пятую строчку рейтинга соответственно. Если в 2005 году их ВРП были примерно равны ВВП Малайзии и Мексики, то в 2006 году они уже превзошли Чили.

Хорошие результаты продемонстрировали Свердловская и Оренбургская области. Последняя по итогам 2005 года была на 30-й строчке и не превышала по уровню развития Панаму. В новом же рейтинге ее номер – 17, а международный «аналог» – Болгария. Ту же планку взяла Башкирия, которая переместилась на 7 строчек вверх. Что касается Свердловской области, то она поднялась с 22-го места сразу на 13-е и теперь дышит в спину Ленинградской области.

Очень неплохо продвинулось в рейтинге и Подмосковье: с 31-го места сразу на 24-е. Соседство со столицей отражается на нем двояко. С одной стороны, близость к крупному рынку, лучшая чем в других регионах обеспеченность инфраструктурой стимулирует приток инвестиций в Московскую область. Результат – высокая динамика ВРП. С другой стороны, Москва оттягивает на себя трудовые ресурсы: огромное количество жителей Подмосковья создает ВРП не дома, а в столице.

На юге как в Африке

Факторы, обеспечивающие экономический рост в последние годы, – высокие цены на сырье, бурный рост внутреннего спроса, развитие городских агломераций – были таковы, что выигрыш от этих процессов распределялся очень неравномерно. Поэтому, несмотря на локальные прорывы, контрасты в развитии регионов остаются удручающими.

Показатель ВРП Тюменской области по-прежнему в 32 раза выше, чем у аутсайдера – Ингушетии. Субъекты Федерации, представляющие юг России, экономически находятся на уровне слабых государств третьего мира, таких как Гондурас, Филиппины и Боливия. А Чечня и Ингушетия, замыкающие рейтинг, сопоставимы с бедными странами африканского континента.

Более четверти российских регионов с общей численностью населения почти 26 млн человек по уровню развития экономики уступают нищей по европейским меркам Албании. Даже те, кто оказался в середине рейтинга (а это неслабые по российским меркам Краснодарский край, Калужская, Курская области и т. п.), уступают таким странам как Таиланд и Тунис. Правда, последние тенденции в региональном развитии немного обнадеживают. В частности, экономика некоторых регионов российского юга в 2006 году росла значительно быстрее, чем в целом по России и в Центральном федеральном округе. С другой стороны, ускорение почти не затрагивает Дальний Восток (за исключением Сахалинской области).

Данные о номинальных объемах валового регионального продукта (ВРП) на душу населения ежегодно обнародует Росстат (последняя публикация – за 2006 год).

Чтобы сделать показатели сопоставимыми, «Финанс» скорректировал их с учетом различий в уровнях цен в разных регионах. С этой целью использовались публикуемые Росстатом данные о стоимости фиксированной корзины товаров и услуг в субъектах федерации на конец отчетного года (для Чеченской Республики вместо отсутствующей цифры за декабрь 2005 года была взята январская 2006 года). В качестве базовых показателей использованы значения стоимости корзины в целом по России.

Для сопоставления с ВВП иностранных государств рублевые ВРП были пересчитаны в доллары США. Учитывался паритет покупательной способности (ППС) российской и американской валют: он, в отличие от биржевого курса, отражает разницу в уровне цен в двух странах. Источник информации о ППС и ВВП стран по ППС – база данных МВФ, который, в свою очередь, опирается на статистику Всемирного банка.

При сравнении свежего рейтинга с прошлогодним («Финанс» № 27, 2007) сразу бросается в глаза странная, на первый взгляд, вещь. Показатели подушевого долларового ВРП большинства регионов сократились. Например, в прошлом году мы оценивали его объем у лидера рейтинга – Тюменской области – в $49 тысяч, а в этом году получилось только $43,5 тысяч. При более внимательном рассмотрении выясняется, что за год уменьшения тюменского ВРП не произошло, поскольку показатель 2005 года пересмотрен в сторону снижения – до $42,5 тысяч. Почему? Все дело в пересмотре исходных данных, которые были использованы при подготовке рейтинга. Во-первых, после прошлогодней публикации «Финанс» Всемирный банк скорректировал показатели паритетов покупательной способности. Во-вторых, Росстат актуализировал статистику по ВРП за 2005 год. Соответственно, показатели, на которых построен рейтинг за тот год, были обновлены. На расстановку мест это повлияло несущественно.

Место Субъект федерации ВРП на душу населения, $ тыс. по ППС Изменение за год, $ по ППС Прирост/снижение ВРП за 2001–2006 гг., % Страна с близким по размеру ВВП на душу населения по ППС
2006 2005*
1 Тюменская область 43,49 42,50 +993 42,0 США, Ирландия, Кипр
2 Москва 23,51 20,98 +2536 59,8 Южная Корея, Израиль, ­Саудовская Аравия
3 Республика Татарстан 13,61 12,03 +1579 34,1 Габон, Сент-Китс и Невис
4 Сахалинская область 13,60 11,37 +2230 77,2
5 Красноярский край 13,21 11,27 +1940 26,0
6 Республика Коми 13,19 11,69 +1492 19,1 Чили, Малайзия, вся Россия
7 Липецкая область 12,86 11,33 +1536 39,2
8 Вологодская область 12,05 12,84 –791 28,7 Турция, ­Аргентина
9 Томская область 12,02 10,99 +1026 26,6
10 Санкт-Петербург 11,80 10,77 +1029 60,1
11 Пермская область (край) 11,62 10,82 +797 15,4
12 Ленинградская область 11,19 9,80 +1392 76,0 Венесуэла
13 Свердловская область 10,89 8,88 +2006 51,0
14 Архангельская область 10,68 9,58 +1099 55,9 Ливан, Уругвай, Румыния
15 Республика Саха (Якутия) 10,46 10,64 –181 23,1
16 Республика Башкортостан 10,32 8,74 +1584 38,3 Болгария
17 Оренбургская область 10,27 8,17 +2102 47,7
18 Омская область 10,07 10,15 –78 63,7 Иран, Казахстан
19 Самарская область 10,00 9,14 +853 28,1
20 Челябинская область 9,79 8,69 +1100 37,6 Белоруссия
21 Белгородская область 9,64 8,70 +940 41,1
22 Мурманская область 9,54 9,00 +544 8,2 Коста-Рика
23 Кемеровская область 9,52 9,11 +410 33,1
24 Московская область 9,46 8,08 +1379 56,1 Сербия
25 Чукотский автономный округ 9,29 8,91 +380 48,5 Панама
26 Иркутская область 9,23 8,20 +1034 37,1
27 Ярославская область 9,07 8,69 +380 36,9 Бразилия, ЮАР
28 Республика Карелия 8,94 9,07 –129 26,4
29 Магаданская область 8,94 8,98 –48 –2,2
30 Удмуртская Республика 8,86 8,47 +390 17,5
31 Нижегородская область 8,55 7,47 +1085 32,3
32 Новгородская область 8,44 8,30 +144 16,9
33 Новосибирская область 7,59 7,25 +340 50,3 Македония, ­Таиланд, Ямайка
34 Хабаровский край 7,34 6,68 +663 28,2
35 Волгоградская область 7,29 6,74 +543 30,1
36 Тульская область 7,26 6,55 +713 31,7
37 Республика Хакасия 6,96 6,38 +576 10,1 Перу, Эквадор, Тунис
38 Калининградская область 6,93 6,36 +567 61,0
39 Рязанская область 6,85 6,29 +561 30,3
40 Курская область 6,81 6,27 +537 40,8
41 Тверская область 6,76 5,71 +1043 35,8
42 Краснодарский край 6,70 5,95 +749 42,1 Босния и Герцеговина, Доминиканская Республика
43 Астраханская область 6,62 6,36 +252 24,6
44 Орловская область 6,57 6,08 +494 26,2
45 Смоленская область 6,54 6,02 +515 20,5
46 Калужская область 6,40 5,89 +507 32,0
47 Костромская область 6,34 5,89 +445 23,7
48 Чувашская Республика 6,32 5,27 +1046 35,5
49 Ульяновская область 6,25 5,40 +849 32,1 Украина, ­Колумбия, Алжир
50 Саратовская область 6,23 5,95 +276 39,9
51 Амурская область 6,21 5,83 +377 10,5
52 Республика Бурятия 6,11 5,49 +621 30,5 Азербайджан
53 Камчатская область (край) 6,10 5,67 +431 6,4
54 Еврейская автономная ­область 6,07 5,18 +892 45,7
55 Владимирская область 5,96 5,27 +698 23,9
56 Ростовская область 5,87 5,15 +720 50,5 Албания
57 Приморский край 5,83 5,62 +207 31,3
58 Читинская область 5,77 5,07 +698 23,7
59 Тамбовская область 5,61 5,28 +333 31,0
60 Республика Мордовия 5,50 4,73 +766 48,0 Сальвадор
61 Пензенская область 5,48 4,98 +497 22,8
62 Псковская область 5,47 5,05 +420 20,8
63 Курганская область 5,38 4,55 +837 36,6
64 Республика Марий Эл 5,33 4,62 +710 33,6
65 Воронежская область 5,29 4,92 +371 30,1 Тонга, Египет
66 Республика Северная Осетия 5,26 4,32 +941 45,9
67 Алтайский край 5,20 4,59 +611 34,2
68 Брянская область 5,13 4,60 +531 33,8
69 Кировская область 4,74 4,30 +444 14,3 Китай, Туркмения­, Намибия
70 Ставропольский край 4,72 4,32 +401 48,9
71 Карачаево-Черкесская Республика 4,34 3,53 +808 43,0 Армения, Фиджи
72 Кабардино-Балкарская Республика 3,99 3,83 +155 32,4 Грузия, Марокко
73 Республика Алтай 3,97 3,48 +493 25,0
74 Республика Дагестан 3,76 3,22 +537 83,8 Боливия, ­Гондурас
75 Ивановская область 3,73 3,53 +197 30,4
76 Республика Калмыкия 3,49 3,01 +473 –15,5 Индонезия, ­Филиппины
77 Республика Тува 3,47 3,02 +454 19,8
78 Республика Адыгея 3,42 3,22 +204 35,4
79 Чеченская Республика 1,95 1,62 +325 Судан, Нигерия
80 Республика Ингушетия 1,36 1,30 +53 –9,1 Гана

Светлана Смольнякова

Есть различные экономические показатели, которые можно смело назвать актуальными. Но далеко не все из них известны простым обывателям. И на вопрос «ВРП - это что?» не каждый сможет дать вразумительный ответ. Поэтому для того чтобы разобраться в столь непростой теме, в данной статье будет рассмотрена суть и структура этого показателя.

Валовой региональный продукт

ВРП можно определить как показатель обобщающего типа, который характеризует экономическую деятельность конкретного региона и процесс производства услуг и товаров в частности.

Для публикации данных ВРП, как правило, используются рыночные цены. Но возможно формирование этого показателя и при помощи основных цен. В этом случае основное отличие будет сводиться к сумме чистых налогов на продукты (вычтены субсидии на товары). Если говорить о ВРП регионов России в основных ценах, то нужно отметить, что это сумма по видам экономической деятельности.

Важность валового регионального продукта

Для того чтобы грамотно оценивать экономическое состояние СНГ, необходимо использовать определенные показатели, которые будут отображать динамку ключевых процессов. И если рассматривать ВРП России, то можно утверждать, что этот показатель крайне важен, особенно учитывая постоянно растущую самостоятельность регионов.

Суть в том, что в качестве основы для проведения комплексной оценки характеристик обобщающего типа в условиях рыночной экономики можно определить СНС (систему национальных счетов) и СРС (систему региональных счетов), которая является логическим продолжением первой. При этом в первой системе ключевое положение занимает а в СНР, соответственно, региональный. Из этого следует простой вывод, помогающий ответить на вопрос «ВРП - это что?»: без данного показателя не представляется возможным построение СНР, а значит, и полноценный анализ экономического состояния региона и страны в целом также невозможен. Это означает, что он является обязательным в процессе проведения оценки экономики.

Ключевые термины

Прежде всего стоит определиться с тем, что такое основная цена, о которой речь шла выше. Данный термин используется для характеристики стоимости, которую производитель присваивает конкретной единице товара с учетом субсидии на продукты, но без налогов.

Под выпуском товаров и услуг стоит понимать их суммарную стоимость, которая формируется в результате производственной деятельности резидентов. Включение произведенного и реализованного продукта в выпуск происходит по рыночной фактической цене. Если говорить о нереализованных товарах, то они включаются в выпуск по средним рыночным ценам. Этот фактор, как и другие, приведенные в данном разделе, включает структура ВРП.

Важно уделить внимание и такому показателю, как промежуточное потребление. В этом случае речь идет о цене услуг и товаров, полностью потребляемых или трансформируемых в процессе производства в рамках конкретного отчетного периода.

Существуют также расходы, связанные с конечным потреблением ВРП. Складываются они из таких показателей, как расходы госучреждений на коллективные и индивидуальные услуги, а также затраты домашних хозяйств на конечное потребление. К этой категории можно отнести траты некоммерческих организаций, которые занимаются обслуживанием домашних хозяйств.

Как высчитывается ВРП России

Есть несколько способов, позволяющих определить валовой региональный продукт.

Данный показатель можно рассчитать на уровне секторов и отраслей. Для этого используется производственный метод, сводящийся к выявлению разницы между выпуском услуг и товаров и промежуточным потреблением, которое образуется из стоимости продукции. При этом данный расчет производится до того, как будет вычтен потребительский основной капитал.

Разбираясь в том, ВРП - это что, и как его определить, есть смысл обратить внимание на формирование данного показателя в стадии производства. В этом случае речь идет о сумме валовой добавленной стоимости, которая была создана посредством деятельности всех институциональных единиц-резидентов, расположенных на экономической территории региона. Стоит заметить, что в данном случае не учитываются чистые налоги на продукты.

Источники, используемые для вычисления

Объем ВРП в странах СНГ вычисляется при помощи следующих источников информации:

Отчетность компаний, касающаяся реализации услуг, продуктов и самого производства, а также затрат на выпуск товара;

Специализированные региональные и специальные выборочные обследования;

Регистры компаний.

Если коснуться темы регистров более подробно, то нужно отметить, что они содержат различную информацию, в том числе и расположение предприятий. Именно эти сведения используют для формирования специальной о ключевых показателях деятельности компаний в регионе.

Производственный метод исчисления

Перед тем как переходить к самому методу, стоит отметить, что ВРП на душу населения можно причислить к макроэкономическим показателям. Рассматривать его можно на нескольких стадиях: производство, образование доходов и, конечно же, использование доходов.

На стадии производства ВРП используется для характеристики добавленной стоимости, которая была создана резидентами в процессе выпуска товаров и услуг в рамках текущего отчетного периода.

Беря во внимание стадию образования доходов, стоит отметить, что в этом случае ВРП на душу населения вычисляется посредством суммирования первичных доходов, полученных резидентами в процессе производства товаров. Эта сумма распределяется между участниками производственного процесса.

Что касается исчисления ВРП на стадии использования доходов, то здесь речь идет об отражении суммы расходов всех секторов национальной экономики на конечное накопление и потребление, а также на услуг и товаров.

Исчисление путем распределения

ВРП на душу местного населения (имеются в виду регионы) может исчисляться и на стадии формирования доходов. В этом случае данный показатель можно определить как сумму первичных доходов, которые подлежат распределению между резидентами, принимающими непосредственное участие в производственном процессе.

К этой группе можно отнести следующие доходы, получаемые в процессе производства:

Оплата труда наемного персонала (как резидентов, так и нерезидентов). Она определяется как вознаграждение в натуральной и денежной форме и выплачивается нанятым сотрудникам за их работу. В этом случае учитываются все суммы, которые начисляются работникам до того, как из заработной платы исключаются налоги на доходы и другие вычеты. В учет берутся и отчисления страховых взносов в социальные фонды.

И смешанные доходы, которые были получены за право пользования заемными нефинансовыми и финансовыми непроизводственными активами в процессе выпуска товара.

Чистые налоги на импорт и производство, являющиеся доходами государства. Структура ВРП включает и этот элемент. В этом случае помимо субсидий и налогов на продукты учитываются те виды налогообложения, которые касаются производственных единиц в качестве участников производственного процесса.

Метод конечного использования

Это еще один способ исчисления валового регионального продукта, который нужно рассмотреть, чтобы ответить на вопрос «ВРП - это что?». В этом случае стоит вспомнить о принципе, согласно которому ВРП является суммой расходов резидентов, направленных на конечное потребление.

Под конечным потреблением подразумевается использование услуг и товаров для того, чтобы удовлетворить индивидуальные потребности как населения, так и коллективных нужд общества.

Расходы, имеющие отношение к конечному потреблению, включают институционные единицы, имеющие отношение к нескольким секторам хозяйства и различные государственные, равно как и коммерческие организации, обслуживающие их нужды.

Вывод очевиден: для того чтобы получить полноценную картину состояния экономики конкретного региона и страны в целом такой показатель, как ВРП учитывать необходимо. При этом задачу облегчает наличие нескольких методов исчисления этого показателя в зависимости от типа исследования.

Поделиться