День прорыва морской блокады ленинграда. Мешает проходу рогатая смерть! Артиллерийские орудия форта «Красная Горка»

Якорные мины.

Послевоенное боевое траление - совокупность операций по разминированию судоходных путей, гаваней и прибрежных вод от мин и боеприпасов, оставшихся после Второй мировой войны .

Минная угроза

Советский плакат 1941 года.

В результате массового использования воюющими сторонами мин на морях, омывающих берега Советского Союза, к концу Второй мировой войны создалась сложная минная обстановка, которая вынуждала ограничивать свободу мореплавания, допуская переходы судов только по протраленным фарватерам, требовала много усилий и средств на размагничивание судов перед их выходом в море.

Только на Балтике за время Второй мировой войны от подрыва на минах флот Германии потерял 66 судов и 103 боевых корабля . Потери ВМФ СССР от подрыва на минах - 65% подводных лодок и 32% надводных кораблей . Наибольший урон из кораблей ВМФ СССР за время войны понесли «труженики моря» - противоминные тральщики . Общие их потери составили 295 единиц .

Минная угроза сильно усложняла морские и речные перевозки и мешала восстановлению страны. Постановлением от 18 марта 1945 года Совет Народных Комиссаров определил для всех флотов очередность районов траления и примерные сроки их полного очищения от мин.

После войны советские моряки продолжили трудную военную службу, обеспечивая безопасность судоходства по морям, рекам и озерам, они выходили на траление минных заграждений. Активное участие в разминирование принимали водолазы, которые в специальном немагнитном снаряжении осматривали и разминировали причальные линии, портовые сооружения, гавани, рейды и морские каналы, которые были заминированы отступающими войсками противника.

Особенно велика была опасность подрыва на минах в мелководном Балтийском море, в северо-западной части Чёрного моря, на Дунае, в юго-восточной части Баренцева моря и в районе Новоземельских проливов. Только в Финском заливе военно-морские силы Германии, Финляндии, а также Советского Союза поставили почти 67 тыс. мин разных типов . В зоне действия Северного флота тралению подлежали 38 закрытых для мореплавания районов общей площадью около 10 тыс. квадратных миль . На протяжении 1930 км судоходной части Дуная было поставлено свыше 3300 мин, что создавало среднюю плотность заграждений до 1,6 мины на каждый километр .

Большую опасность для судоходства представляли и плавающие мины - после войны военными моряками было уничтожено около 5 тысяч плавающих и выброшенных на берег мин . Командование ВМФ устанавливало маршруты плавания для гражданских судов, на которых специально выделенные катера производили поиск и уничтожение мин.

Начало послевоенного боевого траления

Моряки готовят к постановке параван-трал.

Первые два года мины уничтожались в гаванях, на рейдах и фарватерах. В последующие пять лет производилось сплошное траление всех известных минных заграждений, затем было организовано повторное придонное траление в целях полного уничтожения минной угрозы. Масштабы проделанной работы впечатляют - только на Балтийском море советские тральщики очистили от мин площадь в 15 тысяч квадратных миль и уничтожили 6850 мин .

В течение четырёх лет моряки Советского Союза, Румынии, Болгарии и Югославии совместно занимались трудной и опасной работой по разминированию Дуная, который был очищен от мин к 1948 году. Корабли протралили реку от устья до Вены, уничтожив 459 донных неконтактных мин .

В течение 1948–1951 гг. тральщики Черноморского флота протралили обширные прибрежные районы западной части Чёрного моря, помогая Болгарии и Румынии .

Тральщики Тихоокеанского флота в 1945–1946 годах очистили от донных мин полосу прибрежных вод Корейского полуострова. При этом только в районах портов Расин, Сейсин и Гёнзан было уничтожено 412 мин, поставленных во время войны американской авиацией .

Снятие морской минной блокады Ленинграда

В годы Второй мировой войны Балтийское море в шутку даже прозвали "супом с клёцками", подразумевая под клецками мины. Всего к концу кампании 1944 года здесь с обеих сторон было поставлено примерно 66 500 мин . После полного снятия блокады Ленинграда и выхода Финляндии из войны, появилась возможность для проведения боевого траления с целью очистки Финского залива от мин. По условиям соглашения о перемирии в операции принимали участие и финские тральщики.

Медаль 60 лет прорыва морской минной блокады Ленинграда.

Но и после окончания Второй мировой войны Финский залив оставался районом, закрытым для прохождения кораблей и судов. Морское сообщение Ленинграда с "большой землей" могло поддерживаться только по шхерному фарватеру, предоставленному Финляндией. На заключительном этапе войны этим фарватером пользовались наши подводники для перехода в Балтийское море на боевые позиции в обход заминированного Финского залива. К сожалению, шхерный фарватер был предназначен только для судов малого водоизмещения. Ситуация осложнялась тем, что морские порты Прибалтики были полностью разрушены.

Важнейшее государственное значение приобрело восстановление глубоководного выхода из Ленинграда в Балтийское море по Финскому заливу. Основным фарватером для такого морского сообщения являлся Большой корабельный фарватер, который за годы войны был многократно перегорожен минными заграждениями. В соответствии с решением правительства СССР этот фарватер предстояло открыть для безопасного прохождения кораблей и судов.

Несколько месяцев героические моряки Балтийского флота "прорубали" во вражеских минных заграждениях новое "окно в Европу". Траление осложнялось тем, что создатели минных полей позаботились о том, чтобы сделать минные поля почти неприступными . Расчистка фарватера от мин, начавшаяся осенью 1944-го завершилась к началу июня 1946 года.

Непосредственно перед открытием фарватера по нему был совершён одновременный переход четырёх дивизионов тральщиков с поставленными тралами, во время которого оказались затраленными ещё несколько мин. 5 июня 1946 года командование Балтийского флота оповестило мореплавателей об открытии Большого корабельного фарватера от Кронштадта до фарватера Таллин – Хельсинки, имевшему к тому времени сообщение с Балтийским морем. Тогда вновь в полную силу заработал Ленинградский морской порт.

В память о важном историческом событии - открытии прохода по Большому корабельному фарватеру от Кронштадта до фарватера Таллинн-Хельсинки – дата 5 июня «День прорыва морской минной блокады Ленинграда» внесена в Санкт-Петербурга от 12 октября 2005 года №555-78 «О праздниках и днях памяти в Санкт-Петербурге».

Боевое траление на этом не завершилось и продолжилось до 1957 года, а все воды Эстонии стали открытыми для плавания и рыболовства лишь в 1963 году . Война для моряков-тральщиков продолжалась почти 20 лет после капитуляции Германии.

Траление на Чёрном море

Тральщики ЧФ в Севастополе в 1947 г. На переднем плане ЭМТЩ-407 «Мина», на заднем - эсминец «Огневой» и линкор «Севастополь».

В 1944 году советские войска освободили Севастополь. Ещё долго после окончания боевых действий на Чёрном море сохранялась минная опасность - за годы Великой Отечественной войны противниками было поставлено 19995 мин и минных защитников. Часть мин была уничтожена во время боевых действий, но остальные необходимо было снять в самые короткие сроки. Тральщикам и их экипажам предстоял огромный труд по тралению немецких, румынских, болгарских и советских минных заграждений .

С 15 октября 1944 года началось траление севастопольских бухт. К этой смертельно опасной работе приступили экипажи базовых тральщиков Черноморского флота. Например, базовый тральщик Т-408 «Якорь» прошёл за 1945 год 9114 миль, из них более 5000 миль с тралом. Краснознамённый тральщик Т-412 «Арсений Раскин» вёл траление у Варны, здесь тральщиками были уничтожены 132 мины. У Констанцы советские «пахари моря» вытралили 71 мину. При тралении фарватеров у Одесского порта в 1946 году было уничтожено 177 мин. В 1947 году Т-406 «Искатель», краснознамённые базовые тральщики Т-404 «Щит» и Т-412 «Арсений Раскин» уничтожили минное заграждение у Евпатории - за четыре дня они вытралили 45 мин .

Всего за период с 1945 по 1953 г. на Чёрном море было уничтожено 5945 мин и минных защитников, протралена площадь в 9624 квадратные мили. Значительная часть мин была уничтожена советскими тральщиками типа «Фугас» .

Трудности траления

Южно-корейский тральщик YMS-516 гибнет на мине. Октябрь 1950 года.

Траление - трудоемкая, сложная и чрезвычайно опасная работа, которая, как правило, проводилось при отсутствии данных о границах и составе минных полей, нередко в условиях штормовой погоды, и дополнительно осложнялась тем, что в одном и том же минном заграждении ставились мины самых различных систем и типов: якорные, антенные, донные неконтактные и другие.

Постановщики мин окружали минные поля небольшими минами – "минными защитниками", в большом количестве ставили мины-ловушки и использовали другие уловки, затрудняющие траление и делающие его чрезвычайно опасным.

Сами мины зачастую оснащались противотральными устройствами и всевозможными ловушками. Например, у донных неконтактных мин имелись магнитные, акустические или комбинированные неконтактные взрыватели с высокой чувствительностью, а также приборы кратности и срочности, приводившие мину в боевое состояние после многократного прохождения над ней корабля или через определенное время после постановки (от часа до нескольких месяцев).

Например, в Финском заливе, где гитлеровцы стремились создать непреодолимый минный барьер, линии минных заграждений состояли из нескольких рядов: в первом из них, как правило, стояли мины с ловушками, в последующих - мины различных образцов, предназначавшиеся против малых надводных кораблей. Все мины имели разные углубления - от 20-30 сантиметров до 1,5-2,0 метра, а интервал между минами составлял 20, 30 и 40 метров .

Для затруднения траления противник прикрыл линии мин множеством минных защитников. Кроме того, на минах вместо обычного минропа из стального троса часто использовалась цепь длиной 4-6 метров, не поддававшаяся резакам подсекающих тралов. В поздних постановках на такую цепь стали подвешивать еще и 2-3 резака против тралящих частей. Некоторые мины были снабжены специальными приспособлениями для пропускания тралов, что резко снижало эффективность траления .

Послевоенные потери

После окончания войны с 1946 по 1951 год в европейских водах на минах подорвалось 510 судов, из них 271 судно затонуло. Но даже после завершения международных операций боевого траления с 1951 по 1963 год подорвались на минах еще 48 судов, из которых затонули 19

«…Мешает проходу рогатая смерть!»
«Там слева по борту,
Там справа по ходу
Мешает проходу
Рогатая смерть!»

Из этой замечательной песни Высоцкого, как говорится, слов не выкинешь. И все это можно отнести к минной блокаде Финского залива в период Великой Отечественной войны.
Мы все знаем, что 19 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда, а 27 января 1944 фашисты были отброшены от стен города. Но с моря блокада оставалась, все воды Финского залива от Таллинна до Кронштадта были нашпигованы морскими минами, которые выставляли немецкие, финские и наши войска. Но там же были еще мины, оставшиеся со времен Первой мировой и Гражданской войн. Стараниями морских специалистов Финский залив был напрочь заблокирован для плавания морских, военных и торговых судов и кораблей. И только героические подводники только им ведомыми путями умудрялись выходить в Балтийское море для выполнения боевых задач. Хотя, и среди подводников были случаи подрыва на минах.
После освобождения Ленинграда, Сталиным была поставлена задача: до 1 июня 1946 года открыть Большой корабельный фарватер, т.е. сделать безопасным проход судов от Кронштадта до Таллинна. Морской канал от Кронштадта до Ленинграда усилиями наших моряков был защищен от минирования путем беспрерывного патрулирования и недопущения установки фашистами мин в водах судоходного канала. Немцам не удалось прервать сообщение между Кронштадтом и Ленинградом, и всю войну осуществлялась бесперебойная доставка снабжения для нужд флота и войск Ораниенбаумского плацдарма. В 1944 году, после полного снятия блокады Ленинграда, начались работы по разминированию Невы и Финского залива. Для этого был создан «Отряд особого назначения», в его состав входило 10-12 катеров - всем понятно, что это был отряд «смертников».
Морская мина представляет собой страшнейшее устройство, предназначенное для уничтожения всего, что проплывает мимо нее и над ней в радиусе трехсот метров, она начинена от 70 до 300 кг гексогена, а если измерять заряд в «привычном» для нас тротиловом эквиваленте, то это в 1,5 раза мощнее. Мины устанавливались несколькими способами: они либо лежали на дне в ожидании добычи, либо держались на специальных тросах между дном и поверхностью воды, но встречались также плавающие мины, которые были сорваны с места их установки. Чтобы очистить воды от этой заразы, надо было каким-то способом оборвать их с этого троса, чтобы они всплыли, а там дело техники, как их обезвредить - сложнее было с донными минами. Но командование поставило задачу, и способы для уничтожения этих смертоносных ловушек были найдены.
Когда говорят, что саперы ошибаются дважды, это означает, что первый раз при выборе специальности, а второй раз – при неудачном разминировании. И это – проза жизни, потому что риск погибнуть, действительно, очень велик. К счастью, еще остались в живых люди, которые принимали непосредственное участие в подобных операциях. Один из них Юрий Михайлович Сухоруков – капитан I ранга в отставке, а в те тяжелые годы 17-летний питерский парнишка в звании «старший краснофлотец». Его яркие воспоминания помогли нам представить картину этой страшной работы.
Во время блокады руками женщин и подростков были сооружены плавсредства, которые вошли в так называемый отряд особого назначения. Эти катера представляли собой суденышки, метров 14 в длину, метра 2,5 в ширину. 20 мм обшивка из сосновой доски пробивалась обыкновенной винтовочной пулей насквозь, а для сооружения палубы и надстройки использовалась просто многослойная фанера. Там же устанавливался пулемет ДШК, а в качестве двигателя использовались мощные безотказные американские моторы, по два на каждый катер. Экипаж состоял из 5-6 человек, командовали катерами, в основном, мобилизованные моряки Балтийского морского пароходства (кстати, многие из них сразу же после войны принимали американские суда типа «Либерти» и стали известными капитанами в БМП, такие как, Пономарев, Александров и др.)
Для боевого траления мин использовались специальные устройства – минные тралы. Первые тралы были несовершенны, по сути одноразового действия, но впоследствии поступили на вооружение тралы, которые могли вылавливать до десятка мин. Предполагалось, что срезанная мина или взрывается при ее подрезании, или всплывает, а дальше ее надо было уничтожить метким выстрелом. Но уничтожить, памятуя о том, что после удачного выстрела мина взрывалась, образовывая мощный водяной столб высотой с 10-12 этажный дом, который превращал в клочья все, что находилось внутри и рядом с ним.
Попасть в мину из пулемета со значительного расстояния довольно проблематично, и, даже попав в нее, существует опасность, что она «продырявится», заполнится водой и притопится, тем самым, представляя собой еще большую угрозу. Попытки привлечь для уничтожения мин сторожевые корабли с артиллерийским вооружением тоже не привели ни к чему хорошему, потому что попасть в мину даже при спокойной воде с трех сотен метров - непростая задача, не говоря уже о стрельбе при штормовой погоде. Но выход был найден, по-русски, простой и безотказный: когда обнаруживали мину, катер подходил к ней на небольшое расстояние, и с него спускали шлюпку-двойку с гребцом и смельчаком-минером, в руках которого был подрывной патрон. Затем катер уходил на безопасное расстояние.
Как вспоминает Юрий Михайлович: «на шлюпке - двое: один на веслах, другой со шнуром-патроном. Шнур горит 5 минут 20 секунд, то есть вполне можно успеть подойти к мине на расстояние уже метра, поджечь бикфордов шнур, повесить патрон на рог, сделать последний толчок веслами и бежать. В это время катер давал полный ход навстречу шлюпке, в метрах шестидесяти от мины происходила пересадка со шлюпки на катер, и это было самое опасное, учитывая волнение моря. Затем - стремительный рывок катера на 300-400 метров от мины, мина взрывалась, столб воды поднимался в небо… И вперед, за следующей миной».
Иногда приходилось прыгать в ледяную воду: «Однажды после закрепления патрона на мине и высадки на катер, мотор неожиданно заглох. Когда в пятидесяти метрах от тебя мина, а на ней догорает бикфордов шнур, это означает для судна и его экипажа неминуемую гибель. Решение одно – бросаюсь в воду, кролем добираюсь до мины, боцманским ножом обрезаю патрон. Он уходит под воду и там, на глубине, взрывается. Конечно, немного оглушило, но катер и весь экипаж остались живы…»
Таким способом лично Юрий Михайлович уничтожил 488 мин.
Другим оригинальным способом уничтожались донные мины: с катера сбрасывались глубинные бомбы, после взрыва которых должны были сдетонировать и взорваться мина, а может, и сразу несколько - это уж как Бог даст, и где она взорвется эта мина, под катером или на безопасном расстоянии, неизвестно. В общем, русская рулетка. И, тем не менее, поставленная задача была выполнена. 5 июня 1946 года Гидрографический отдел Краснознаменного Балтийского флота оповестил мореплавателей об открытии Большого корабельного фарватера от Кронштадта до фарватера Таллин-Хельсинки. Пока фарватер был открыт для плавания только в дневное время, так как ночью существовала опасность подрыва на дрейфующих «бесхозных» минах. И героическая работа наших минеров продолжалась вплоть до 1949 года.
Война на море продолжалась и после Победы. За безопасность других людей, за возможность нормальной работы ленинградского порта, за возрождение торгового судоходства моряки-минеры отдавали свои жизни, и об этих жертвах мы должны помнить. В память о подвиге моряков из Отряда особого назначения, прорвавших минную блокаду Ленинграда, возведен скромный обелиск на Елагином острове, где в годы войны базировались тральщики.

Рецензии

Спасибо за статью! Я знал Сухорукова, мы встречались с ним на Елагином каждые 9 мая. Мой отец был дивизионным механиком 8 ДКТЩ с 45 по 48 или 49 год, а до этого тралил командиром БЧ-5 на ТЩ43 "Фурманов" (Иванов Леонтий Федорович), участвовал в Таллиннском переходе. Вы, наверное, знаете и о Тыщуке. Вообще о 8ДКТЩ очень мало документов, как будто его и не существовало.
Всего доброго и с наступающим Новым годом с самыми лучшими пожеланиями в Новом году.
С уважением,
Владимир

Восьмого сентября отмечается скорбный юбилей - 75 лет со дня начала Блокады Ленинграда - одного из самых страшных преступлений Второй мировой войны, совершенных нацистской Германией и ее союзниками.

Считается, что Блокада Ленинграда длилась 900 дней . Однако на самом деле блокадных дней было 872 дня - с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Как утверждают сегодня историки на основании последних данных, Блокада Ленинграда унесла жизни около полутора миллионов человек, 97% жертв погибли от голода.

Основные даты, связанные с Блокадой Ленинграда

  • 8 сентября 1941 года - День начала блокады;
  • 18 января 1943 года - День прорыва блокады;
  • 27 января 1944 года - День полного снятия блокады;
  • 5 июня 1946 года - День прорыва морской минной блокады Ленинграда.

Начало блокады

Началом блокады считается 8 сентября 1941 года, когда была прервана сухопутная связь Ленинграда с остальной частью СССР. Однако фактически блокада началась двумя неделями раньше - 27 августа было прервано железнодорожное сообщение города с Большой землей, на вокзалах и в пригородах Ленинграда к этому времени скопились десятки тысяч людей, пытавшихся уйти на восток. Также в городе в это время уже находились более 300 тысяч беженцев из захваченных гитлеровцами западных областей СССР и республик Прибалтики.

Голод

Ленинград вступил в войну, имея обычный запас продуктов. Продовольственные карточки были введены в городе еще 17 июля, но продукты особо не экономили, нормы были большие, и никакой нехватки продовольствия до начала блокады не было.

Однако уже к началу блокады оказалось, что в городе не было достаточных запасов продовольствия и топлива, а единственной ниточкой, связывающей Ленинград с Большой землей, была знаменитая Дорога жизни, проходившая по Ладожскому озеру и находившаяся в пределах досягаемости артиллерии и авиации противника.

Катастрофическая ситуация с продовольствием для осажденного города стала ясной 12 сентября, когда были закончены проверки продуктовых складов. Сказались не только потери из-за разбомбленных во время первых авианалетов знаменитых Бабаевских складов, где было сосредоточено значительное количество продовольствия, но и ошибки в распределении продуктов в первые два месяца войны. Первое резкое снижение норм выдачи продуктов произошло 15 сентября. После этого нормы снижались до декабря, замерев на минимальной отметке в знаменитые 125 блокадных грамм, которые полагались детям и иждивенцам.

Кроме того, с 1 сентября была запрещена свободная продажа продовольствия (эта мера действовала до середины 1944 года). Также была запрещена официальная продажа продуктов в так называемых коммерческих магазинах по рыночным ценам. При этом на черном рынке, который действовал в Ленинграде всю войну и блокаду, за ценности можно было выменять продовольствие, топливо, медикаменты и т.д.

В октябре жители города уже почувствовали явную нехватку продовольствия, а в ноябре начался настоящий голод. Особенно страшно было, когда до установления льда на Ладоге продовольствие в город доставлялось только по воздуху. Только с началом зимы Дорога жизни заработала в полную мощь, но доставленных по ней продуктов, естественно, не хватало. При этом все транспортные коммуникации находились под постоянным огнем противника.

Суровая зима 1941-42 года усугубила ужасы массового голода, что привело к огромным жертвам именно в первую блокадную зиму.

Жертвы блокады

За годы блокады погибло, по разным данным, от 600 тысяч до полутора миллиона человек. На Нюрнбергском процессе речь шла о 632 тысячах погибших, однако позже это число неоднократно пересматривалось, увы, в сторону увеличения. Только 3% погибших стали жертвами бомбежек и артобстрелов, остальные 97% умерли от голода.

Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!

В первые месяцы блокады, несмотря на мизерные нормы выдачи хлеба, смерть от голода еще не стала массовым явлением, и большую часть погибших составляли жертвы бомбардировок и артиллерийских обстрелов.

Именно тогда на стенах некоторых домов появились знаменитые надписи: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна».

Надписи делались на домах на северных и северо-восточных сторонах улиц, так как гитлеровцы вели обстрел города с юга и юго-запада - из дальнобойных орудий, установленных на Пулковских высотах и в Стрельне.

Это связано с тем, что обстрел Ленинграда велся только с территорий, оккупированных немецкими войсками, финские части, замыкавшие блокаду с севера, город почти не обстреливали. В Кронштадте такие надписи наносились на юго-западных сторонах улиц, поскольку немцы вели обстрел со стороны оккупированного Петергофа.

Самая знаменитая надпись на четной «солнечной» стороне Невского проспекта была сделана летом 1943 года двумя девушками - бойцами Местной противовоздушной обороны (МПВО) Татьяной Котовой и Любовью Герасимовой.

Увы, настоящие надписи на стенах не сохранились, однако в 1960-1970-е годы часть из них была воссоздана в знак памяти о героизме ленинградцев.

В настоящее время надписи «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна» сохраняются по следующим адресам:

  • Невский проспект, дом 14;
  • Лесной проспект, дом 61;
  • 22 линия Васильевского острова, дом 7;
  • Посадская улица в Кронштадте, дом 17/14;
  • Улице Аммермана в Кронштадте, дом 25.

Все надписи сопровождаются мраморными мемориальными досками.

Подвиг Ленинграда был отмечен еще до окончания войны. Приказом верховного главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград был назван городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады. Вместе с Ленинградом этого звания были удостоены еще три города - Сталинград, Севастополь и Одесса.

10 лет назад, 12 октября 2005 в память о важном историческом событии - открытии прохода по Большому корабельному фарватеру от Кронштадта до фарватера Таллин-Хельсинки - дата 5 июня «День прорыва морской минной блокады Ленинграда» внесена в положение «О праздниках и днях памяти в Санкт-Петербурге».

5 июня 1946 года командование Балтийского флота объявило об открытии Большого корабельного фарватера от Кронштадта до линии Таллин - Хельсинки. Непосредственно перед открытием водного пути по нему был совершён одновременный переход четырёх дивизионов тральщиков с поставленными тралами, во время которого оказались затраленными ещё несколько мин.

Ко времени окончания войны Ленинград по-прежнему оставался блокированным со стороны моря. По сути, к западу от города колыхалось огромное минное поле с несколькими миллионами (!) тонн взрывчатых веществ. Всего к концу кампании 1944 года здесь с обеих сторон было выставлено примерно 66 500 мин. Тральным силам Балтийского флота было предписано в кратчайшие сроки обеспечить безопасность судоходства и рыболовства, без чего нельзя было восстановить разрушенный войной Северо-Запад страны, включая экономику освобожденных от немцев, прибрежных балтийских стран. Но объять необъятное за короткое время было невозможно. 17 октября 1945 года, недалеко от Кронштадта на донной мине подорвался крейсер "Киров". Корабль получил значительные повреждения, имелись жертвы в составе экипажа.

Специфика Финского залива - это малые глубины и минимум судоходных путей от устья Невы до выхода в Балтику, что дало возможность воюющим сторонам эффективно заминировать воды залива, исключив какое-либо крупнотоннажное судоходство практически полностью.
Из Ленинграда в Балтику, и далее в Швецию, Прибалтику, Польшу, Германию, Данию, Голландию и Британию можно было дойти единственным шхерным фарватером, предоставленным Финляндией, начиная с осени 1944 г. Тогда этим путем активно пользовались наши подводники, обходя многослойно заминированные воды. Крупнотоннажные надводные корабли и суда там пройти не могли.


Плотность минных полей в Финском заливе в военное время

Основными рубежами постановки минных заграждений являлись:
— полуостров Ханко — остров Осмуссаар — 8000 мин;
— остров Найссаар — полуостров Порккала — Удд — 13 500 мин;
— на меридиане мыса Юминда — 4000 мин;
— остров Малый Тютерс — остров Гогланд — 18 000 мин;
— восточнотыловая позиция — 11 000 мин.
Остальные 13 500 мин были выставлены в промежутках между этими позициями.


Постановка минных заграждений с борта германского минного заградителя (бывшего пассажирского судна) Hansestadt Danzig.


Немецкие контактные мины второй мировой войны

"Окно в Европу" немцами было забито тщательно и с выдумкой. Начиная с 20 июня 1941 г., в постановке мин участие принимали все, кто мог выполнить эту задачу: от и подводных лодок до , десантных барж и торпедных катеров германского и финских флотов. Также минированием вод занималась авиация обоих сторон. При таком разнообразии постановщиков говорить о точности координат минных заграждений, нанесенных на морские карты, не приходилось. Лед и балтийская штормовая погода увеличивали количество свободно плавающих мин. Минные поля были насыщены различными типами мин, выставленных на разной глубине, и изобиловали устройствами, максимально затрудняющими работы по разминированию: резаками тралов, соединительными цепями, пиропатронами и прочими сюрпризами, придуманными изобретательными немецкими инженерами.


7-ой дивизион катеров-тральщиков в базе. 1944 год и его командир Ф.Б. Мудрак

На все эти выдумки наши моряки традиционно ответили личным героизмом:
"В июне 1944 года дивизионы катеров-тральщиков, которыми командовали капитан-лейтенант Ф.Б. Мудрак и капитан 3 ранга Ф. Е. Пахольчук, первыми приступили к тралению Нарвского залива. Они обнаружили стоявшие на глубине менее метра мины, соединенные целой сетью стальных тросиков. Если такой тросик зацепить винтом катера или просто веслом, то сразу последует взрыв, хотя сама мина может находиться в нескольких метрах. Вот тогда и появились на тральщиках необычные ныряльщики.
29 июля тральщик КТ-67 подошел к минному полю. Не прошло и нескольких минут, как моряки заметили стоявшую на глубине мину. Смертельным холодом тянуло от нее. Отойти бы задним ходом... Но не для этого выходят в море минеры. Катер застопорил ход, и его стало медленно относить в сторону. Что делать? Выход нашел старшина 2-й статьи Г. Васьков. Он быстро сбросил робу, схватил подрывной патрон, поджег бикфордов шнур, повесил патрон себе на шею и крикнул командиру катера:
— Готовьтесь отойти!
Хорьков Г. И. Морские были. — М.: ДОСААФ, 1988."


Плакат с портретом Героя Советского Союза капитана 3 ранга Ф. Е. Пахольчука. 1944 г. (Кликабельно)

ЦИФРЫ
В Финском заливе, линии минных заграждений состояли из нескольких рядов в "шахматном" порядке: в первом из них, как правило, стояли мины с ловушками, в последующих — мины различных образцов. Все мины имели разные углубления — от 20—30 сантиметров до 1,5—2,0 метра, а интервал между ними составлял 20, 30 и 40 метров
Во время Таллинской наступательной операции для траления привлекались до десяти дивизионов тральщиков КБФ. В течение мая - декабря 1944 г. они уничтожили 1015 мин и 307 минных защитников.
Уничтожение мин велось постоянно, но в период войны их было уничтожено только около 5%.


Дивизион тральщиков-«стотонников» под командованием Героя Советского Союза капитана 3 ранга Ф. Е. Пахольчука выходит на боевое траление в Финском заливе в ноябре 1945 года. Фото из Центрального Военно-морского музея.

"Основной объем операций боевого траления был выполнен в послевоенный период. Боевое траление продолжилось до 1957 года , а все воды Эстонии стали открытыми для плавания и рыболовства лишь в 1963 году . Скрытое в глубинах минное оружие противника и после 9 мая 1945 года продолжало уничтожать корабли и суда, их экипажи. Мины рвались и в тралах, и под кораблями, увеличивая счет боевых потерь Великой Отечественной войны в кораблях и людях (в период после 9 мая 1945 года при боевом тралении на минах подорвались 29 наших тральщиков. 17 из них затонули вместе с экипажами).
Действия Балтийского флота по уничтожению минных заграждений официально закончились в конце 1957 года, после того были уничтожены боевые мины в основных районах и фарватерах моря, в портах и гаванях. Однако в отдельных, сложных для траления, районах боевые действия по уничтожению вражеских мин продолжались до 1963 года. В период 1958-1964 гг. обнаружено и уничтожено 157 сорванных штормами с якорей «плавающих» мин. Только на Балтийском море советские тральщики очистили от мин площадь в 15 тыс. квадратных миль и уничтожили 6850 мин."

ТРАЛЬЩИКИ

Столкнувшись (в который уже раз в русской истории!), в начале войны с тотальной нехваткой тральщиков, в блокадном Ленинграде приступили к постройке этого типа кораблей "из того, что было" силами тех, кто остался. Тральщики были нужны, как воздух. В годы блокады строительством были заняты практически все судостроительные заводы: Балтийский завод, завод им. А. А. Жданова (ныне «Северная верфь»), Петрозавод, завод Судомех, а после снятия сухопутной блокады и Усть-Ижорская верфь (Средне-Невский судостроительный завод). В помощь заводам командование Балтийского флота выделило 650 моряков.


Спуск на воду корпуса тральщика на Средне-Невском судостроительном заводе.

Тральщики-«стотонники» на Балтийском заводе, 1944 год.

В ноябре 1943 года проходят ходовые сдаточные испытания головного малого тральщика первой серии (МТ-1). Опыт постройки, испытаний и боевого применения головного корабля был учтён при усовершенствовании проекта малого тральщика второй серии (МТ-2). Водоизмещение усовершенствованного тральщика увеличилось до 129 тонн при осадке 1,35 м. На тральщике был установлен ещё один дизельгенератор, позволяющий обеспечить электропитанием петлевой электромагнитный трал. При постройке тральщиков -«стотонников» был применён прогрессивный поточный метод строительства, позволивший сократить продолжительность постройки этих кораблей до 5 месяцев. Так что к моменту окончания войны Балтийский завод построил и передал флоту 22 «стотонника», ещё 16 таких же кораблей флот получил от других ленинградских судостроительных заводов.


Один из сохранившихся по сей день тральщиков "стотонников". Москва. Фото с balancer.ru.

А так как очистка Финского залива от мин (боевое траление) только ещё начиналась, то строительство тральщиков-«стотонников» после войны было продолжено. Проект ещё раз усовершенствовали, и после завершения постройки кораблей второй серии МТ-2 началось строительство третьей серии «стотонников» — МТ-3. В итоге было построено 92 малых тральщика. Тогда же на Балтике можно было встретить тральщики тип YMS, поставленные по ленд-лизу из США .

Решением Союзной контрольной комиссии зона послевоенного траления советского флота на Балтийском море включала южную часть Мекленбургской бухты (до Висмара), Померанскую и Данцигскую бухты и далее вдоль побережья до устья Финского залива, Рижский и Финский заливы. Из-за большого объема тральных работ в течение 1945 года были открыты для плавания лишь некоторые порты Балтийского моря: Гданьск, Свиноустье, Колобжег, Гдыня, Лиепая и Рене.
В 1946 году были очищены от мин фарватеры, ведущие ко всем основным портам, в том числе Клайпеде, Балтийску, Калининграду, Варнемюнде, Ростоку, Штральзунду.




Финны на разминировании

ХРОНИКА РАЗМИНИРОВАНИЯ
"К концу войны на Балтийском море было уничтожено около 5000 мин, в том числе 2500 тральщиками Балтийского флота. Различают три основных периода (этапа) послевоенного траления на Балтийском море.
I этап (1945-1947 гг.) имел своей целью обеспечение безопасного базирования и ограниченного плавания по фарватерам и некоторым районам. По своему содержанию он соответствовал I очереди траления, о которой шла речь выше.
На этом этапе был сделан первый шаг в прорыве морской минной блокады г. Ленинграда. Стало возможным плавание по основным фарватерам и рекомендованным курсам, но со следующими ограничениями:
- было разрешено плавание только размагниченным судам;
- скорость плавания в районах, опасных от донных мин, не должна была превышать допустимую для несрабатывания гидродинамических взрывателей мин;
- в Финском заливе и Ирбенском проливе - только в светлое время суток в связи с большой опасностью подрыва на плавающих минах.
К концу 1947 г. тральщики Балтийского флота уничтожили 5700 мин, включая плавающие, которые представляли большую угрозу судоходству, особенно в Финском заливе и Ирбенском проливе.


Финский залив и его "подарки" в конце 1940-х.

II этап (1947-1959 гг.) предусматривал снятие всех ограничений и обеспечение повсеместного свободного плавания на акватории Балтийского моря. На II этапе выполнялись повторное контактное траление с углублением до 60 м, донное траление и большой объем неконтактного траления. В период 1948-1952 гг. ежегодно вытраливалось от 125 до 650 якорных мин и минных защитников. В 1949-1951 гг. резко возросло число вытраливаемых донных неконтактных мин в связи с принятием решения о необходимости траления не только фарватеров, но и районов.
Начиная с 1953 г. число вытраливаемых мин существенно уменьшается, но траление продолжается до 1960 г. Всего на II этапе было вытралено около 4830 мин и минных защитников. Последние три донные неконтактные мины были вытралены в 1955 г.
Следует заметить, что в последние три года II этапа число вытраливаемых мин стало незначительным: в 1958 г. - 14 мин, в 1959 г. - 0, 1960 г. - 22 мины.

На III этапе после 1960 г. выполнялись только контактное траление в целях снижения остаточного риска, систематический поиск плавающих мин и водолазное обследование акваторий портов.
Всего на Балтийском море за годы войны и послевоенного траления было вытралено около 15% от числа поставленных мин, т.е. примерно столько же, как и на других флотах.
К концу 1963 года в Финском заливе и в прибрежных районах Эстонии было вытравлено, обнаружено и уничтожено 11 900 мин. Оставшиеся невытраленные мины (донные неконтактные) потеряли свою боеспособность от времени под влиянием внешней среды. Были открыты для плавания последние бывшие опасными районы."

ЭХО ВОЙНЫ
Свежее по теме из финской прессы:
"В финской экономической зоне Финского залива 14 старых подводных мин будет взорвано в ноябре-декабре этого года, чтобы очистить место для прокладки газопровода Nord Stream.
С начала разминирование будет проводиться непосредственно к югу от Хельсинки, затем переместится к Ханко. Общее число мин, которые планируется уничтожить в финской экономической зоне - 36. Оставшиеся 22 мины будут взорваны в апреле-мае следующего года.
Судно John Lethbridge британской компании BACTEC, которая проводит разминирование, находится на якоре в международных водах в 30 км к югу от Хельсинки.
Мины, обнаруженные на трассе трубопровода, находятся на глубине от 40 до 80 метров. Это русские и немецкие мины. Одна финская, S-40. Наиболее мощные из найденных мин немецкого производства - EMF, три мины - EMC, которые содержат более 300 кг взрывчатых веществ. Каждая мина имеет семь рогов, прикосновение к которым взрывает устройство.
В российских водах по маршруту трубопровода мины будет взрывать русский флот. Поскольку в районе острова Гогланд (Suursaari) газопровод проходит в непосредственной близости от финских территориальных вод, компания Nord Stream планирует контролировать распространение осадков на финской стороне."

Сегодня в 11.00 МСК на пристани на Средней Невке в ЦПКиО им. С.М.Кирова состоится торжественный митинг и церемония возложения цветов, посвященные 66-й годовщине прорыва морской минной блокады Ленинграда, сообщили «БалтИнфо » в пресс-службе городской администрации.

В программе мероприятия: возложение цветов к памятной стеле «Морякам тральщиков » и «Вахта памяти » - спуск на воду венка.

В Петербурге действует Объединенный совет ветеранов охранно-водных районов и бригад траления Балтийского флота. Первым руководителем Совета был Юрий Сухоруков, капитан I ранга в отставке, участник разминирования Финского залива. Юрий Михайлович родился в 1926 году, в 1943 году стал сыном полка. После Второй мировой войны в течение 5 лет участвовал в разминировании территорий, с его помощью удалось ликвидировать 500 подводных мин. Юрий Михайлович ушел из жизни в июле 2010 года.

В настоящее время Совет возглавляет Николай Иванов .

Одновременно, рабочих и инженеров, которые в тяжелые военные и первые послевоенные годы строили на ленинградских судостроительных предприятиях тральщики для разминирования Балтийского моря, объединяет петербургская региональная общественная организация «Союз ветеранов судостроения », которую возглавляет Анатолий Затчаев.

В память о важном историческом событии - открытии прохода по Большому корабельному фарватеру от Кронштадта до фарватера Таллинн - Хельсинки - дата 5 июня «День прорыва морской минной блокады Ленинграда » внесена в закон Петербурга от 12 октября 2005 года №555-78 «О праздниках и днях памяти в Санкт-Петербурге». В 2012 году эта памятная дата отмечается уже в шестой раз.

Во время блокады Ленинграда для осуществления блокады с моря военно-морской флот фашистской Германии установил в Финском заливе огромное количество мин в многоярусных минно-заградительных рубежах, и залив стал непроходим для судов.

После прорыва блокады города на суше в январе 1943 года Военный совет Ленинградского фронта стал готовиться к решительному наступлению наших войск с целью полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Так как для продвижения на запад на морском направлении требовалось преодоление многочисленных минных полей противника, а большая часть кораблей тральщиков к этому времени погибла, Военный Совет в апреле 1943 года принял важное решение о строительстве на всех судостроительных заводах осажденного города малых минных тральщиков - «стотонников ». Одновременно на Катерном заводе (ныне - НПО «Алмаз ») форсировалась постройка катерных тральщиков с деревянным корпусом типа «КМ ».

После полного снятия блокады Ленинграда в январе 1944 года и после выхода Финляндии из войны в сентябре того же года, появилась возможность для проведения операции боевого траления по очистке Финского залива от мин, в которой по условиям соглашения о перемирии приняли участие и финские тральщики. Однако когда закончилась война, Финский залив все еще оставался районом, закрытым для прохождения судов.

Ограниченное морское сообщение Ленинграда с «большой землей » поддерживалось только по предоставленному Финляндией шхерному фарватеру, проходящему по внутренним водам Суоми. Он был предназначен для прохождения судов малого водоизмещения (именно этим фарватером на заключительном этапе войны воспользовались наши подводные лодки для перехода на боевые позиции в Балтийском море в обход заминированного Финского залива). Поэтому сразу же после окончания войны важнейшее государственное значение приобрело восстановление традиционного глубоководного выхода из Ленинграда в Балтийское море по Финскому заливу, тем более, что морские порты Прибалтики были полностью разрушены.

До войны основным фарватером для такого морского сообщения был Большой корабельный фарватер, который за годы морской блокады оказался многократно перегорожен минными заграждениями. В соответствии с решением правительства СССР именно этот фарватер и предстояло открыть для безопасного прохождения кораблей и судов в первую очередь. Несколько месяцев мужественным балтийским минерам пришлось «прорубать» во вражеских минных заграждениях новое «окно в Европу». Враг позаботился о том, чтобы сделать свои минные поля практически неприступными. Их специально окружали небольшими минами – «минными защитниками», в большом количестве ставили мины-ловушки и использовали другие ухищрения, затрудняющие траление и делающие его чрезвычайно опасным. Расчистка фарватера от мин, начавшаяся осенью 1944-го завершилась к началу июня 1946 года.

Перед открытием фарватера по нему был совершен одновременный переход четырех дивизионов тральщиков с поставленными тралами, во время которого оказались затраленными еще несколько мин.

5 июня 1946 года Гидрографический отдел Краснознаменного Балтийского флота оповестил мореплавателей об открытии Большого корабельного фарватера от Кронштадта до фарватера Таллинн - Хельсинки, имеющему уже к тому времени сообщение с Балтийским морем. Тогда вновь в полную силу заработал Ленинградский морской порт.

Поделиться