Часть речи категория состояния примеры. Категория состояния

Тема 2

I. Общая характеристика категории состояния как часть речи

II. Лексико-семантические разряды слов категории состояния

III. Морфологические признаки слов категории состояния. Их синтаксические функции

В первой половине 19в. в трудах отечественных лингвистов последовательно выделяется разряд неизменяемых слов, которые по форме совпадают с существительными, прилагательными, наречиями, но имеют значение состояния и употребляются в функции сказуемого в безличном предложении (лень, жаль, можно, стыдно, смешно, весело, душно и др.) . Такие слова стали называть либо категорией состояния, либо предикативами, либо безлично - предикативными словами. Их место и состав в системе частей речи определялся неоднозначно.

В современной лингвистике преобладают два подхода к словам категории состояния.

Первый подход признает категорию состояния самостоятельно, но знаменательной частью речи (Л. В. Щерба, В. В. Виноградов и др.); второй - отрицает принадлежность категории состояния к самостоятельной части речи и включает ее на особых правах в состав наречий (А.Б. Шапиро и др.).

Грамматическое значение слов категории состояния связано с выражением состояния в самом широком его понимании (грустно, больно, холодно и т.д.).

II. Лексико-семантические разряды слов категории состояния

По своей лексической семантике слова категории состояния делятся на следующие группы:

· обозначающие физическое состояние человека, животного (ему зябко , собаке больно );

· обозначающие физическое состояние человека (ребенку смешно , взрослому грустно );

· обозначающие модальную оценку состояния субъекта (надо, нельзя, можно, лень, недосуг) ;

· обозначающие оценку состояния природы и окружающей среды (ветрено, холодно, темно, душно);

· обозначающие оценку состояния окружающей среды с точки зрения временных и пространственных отношений, слуховой и зрительской воспринимаемости предметов (видно, слышно).

III. Морфологические признаки слов категории состояния. Их синтаксические функции

· отсутствие форм словоизменения;

· наличие аналитических форм времени (тепло, было тепло; будет тепло).

· наличие аналитических форм наклонения (тепло, было бы тепло);

· способность некоторых слов образовывать степени сравнения (холоднее всего было в доме);

· возможность ряда слов иметь формы субъективной оценки (холодновато, прохладненько );

· некоторые лингвисты считают, что часть слов категории состояния может в сочетании со вспомогательными глаголами образовывать формы вида (стало тепло, становилось тепло ).



· краткими прилагательными среднего рода,

· наречиями на –о (тихо, жалко, смешно, просто, громко, горячо и др.),

· существительными (досуг, недосуг, грех, лень, пора, охота, жаль и др.).

При переходе в категорию состояния прилагательные, наречия и существительные теряют свои общие грамматические значения и приобретают функцию главного члена безличного предложения. (Небо было чисто (кр. прил.). Вымыл посуду чисто (наречие). В доме чисто (категория состояния).


Категория состояния – это (предикативные наречия, безлично-предикативные слова , предикативы) лексико-грамматический разряд слов, характеризующихся:

а) обозначением состояния живых существ, природы, окружающей среды, иногда с модальной окраской и выражением оценки (семантический признак);

б) отсутствием форм склонения и спряжения, т.е. неизменяемостью, и наличием аналитических форм времени, создаваемых глагольной связкой (морфологический признак);

в) употреблением в функции сказуемого (главного члена) в безличном предложении (синтаксический признак).

1) слова на -о, соотносительные с краткими прилагательными в форме среднего рода единственного числа и наречиями (тепло, тихо, весело, рано, смешно, удобно и др.) или не соотносительные с ними (можно, надо, боязно, совестно, стыдно и др.);

2) слова, этимологически связанные с именами существительными, выражающие оценку состояния со стороны модальной, эмоциональной, морально-этической (пора, время, охота, неохота, лень, недосуг, грех, жаль, стыд и -др.).

При расширительном понимании категории состояния и ее лексического состава к ней относят не только безлично-предикативные слова, но также особые краткие (предикативные) имена прилагательные, не употребляющиеся в полной форме или не имеющие соотносительных полных форм с тем же значением, обозначающие внутреннее состояние, склонность, способность к какому-либо действию (властен, волен, горазд, должен, намерен, обязан, рад, склонен, способен и др.). Безлично-предикативные слова как разряд слов, отличающихся в семантическом и функциональном отношениях от слов других частей речи, начинают выделяться в русских грамматиках с первой трети Х IX века. Одни ученые относили их к глагольным словам (А. X. Востоков, впоследствии А. А. Шахматов, оставлявший некоторые из них в ряду существительных и наречий), другие - к кратким прилагательным, получающим значение глаголов (К. С. Аксаков). Некоторые исследователи причисляли их к разным частям речи (А. А. Потебня, В. А. Богородицкий) или не относили ни к какой части речи (А. М. Пешковский).

Впервые эти слова выделил в особую часть речи Л. В. Щерба, назвав их “категорией состояния”, причем включил в нее не только безлично-предикативные слова, до и наречия и наречные выражения, употребляемые со значением состояния в функции сказуемого в личном предложении (замужем, настороже, начеку, без памяти, без чувств, в состоянии и т. п.), а также некоторые краткие прилагательные, выражающие состояние или долженствование (грустен, намерен, должен и др.).

В. В. Виноградов выделяет категорию состояния в особую часть речи, относя к ней несклоняемо-именные (рад, горазд, весел, жаль и т. п.) и наречные слова на основании их лексического значения и морфолого-синтаксических признаков.

Не все грамматисты признают за категорией состояния права на выделение в особую часть речи (Фр. Травничек, А. Б. Шапиро). Среди ученых, утверждающих наличие такой части речи в русском языке, нет единого мнения по вопросу о ее составе: спорным считается включение в нее кратких прилагательных и наречий, употребляющихся в функции сказуемого в личных двусоставных предложениях, так как это нарушает цельность синтаксического признака данной части речи (Е. М. Галкина-Федору к).

В данном разделе нашего сайта Вы можете ознакомиться со множеством таблиц и схем, которые помогут Вам, как на школьных уроках, так и на занятиях в университете. Просто выберете нужную Вам схему и нажмите печать.


Таблица №1

Различение частей речи

Краткое прилагательное

Наречие

К какому слову относятся?

Существительное

Глагол

Не зависит от других слов

На какой вопрос отвечает?

Каков? какова? каковы?

Как? где?

Как? какого?

Что обозначает?

Признак предмета

Признак предмета, признак другого признака

Состояние природы, человека, оценка действия

Каким членом предложения является?

Сказуемое

Обстоятельство

Сказуемое в предложении без подлежащего

Как изменяется?

По родам, числам и падежам

Не изменяется

Не изменяется

Итак, делаем вывод:

СКС -

  • Самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние человека, животных,

Среды, природы.

  • Отвечают на вопросы: каково? как?
  • Слова категории состояния не изменяются.
  • Имеют степени сравнения.
  • В безличном предложении – сказуемое.

Таблица №2

Морфологический разбор слова категории состояния включает выделение двух постоянных признаков (разряда по значению и наличия форм степеней сравнения).

Непостоянных признаков слово категории состояния не имеет, так как является неизменяемым словом.

Вместо характеристики непостоянных признаков следует указывать: «неизменяемое слово».

I. Часть речи.

II. Морфологические при­знаки:

1) разряд по значению;

2) степень сравнения (если есть);

3) неизменяемое слово.

III. Синтаксическая функция. О, грустно,грустно мне! (А. Хомяков)

Образец морфологического разбора слова категории состояния

I. Грустно - слово категории состояния, обозначает душевное состояние человека.

II. Морфологические признаки:

1) качественное;

2) грустнее, грустнее всего;

3) неизменяемое слово.

III. Синтаксическая функция. Слово «грустно» выполняет функцию сказуемого в безличном предложени

Таблица №3

Морфологические признаки

Синтаксическая функция

Обозначает:

Душевное состояние человека: мне хорошо ;

Физическое состояние человека и животных: мне больно, зайцу холодно ;

Состояние окружающей среды: на улице сыро ;

Оценку действий: можно шутить, нельзя плакать

Не изменяется, может иметь степень сравнения

Является сказуемым в безличных предлжениях

Примечание:

1. Не путайте слова категории сстяния (СКС) с прилагательным и наречиями: прилагательные являются именной частью сказуемых в двусоставных предлжениях, наречия – обстоятельствами, а СКС – сказуемыми в односоставных безличных предложениях.

Ср.: Она взглянула (как?) грустно наречие

Лицо её (каково?) грустно прилагательное

Ему (каково?) грустно СКС

2. Как наречия и прилагательные, СКС могут иметь степени сравнения: ему веселее, мне более (менее) холодно

3. СКС с НЕ пишутся раздельно: не над, не жаль, не пора, не нужно и т.п.

Источник: Русский язык: 5-11 кл. / Г.Ф.Хлебинская. – М.: ООО «Издательство ОНИКС»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006. – 272 с.

Таблица №4

Источник: Внеклассный урок. Слова категории состояния

Разряды слов категории состояния по значению.

Обозначают:

Душевное и интеллектуальное состояние человека

весело, грустно, понятно, характерно

Физическое состояние человека и животных

больно, тяжело

Состояние природы и окружающей среды

жарко, морозно

Временные отношения

долго, поздно

Возможность, необходимость, оценку действия

можно, нельзя

Разряды слов категории состояния по происхождению:

Слова, образованные от прилагательных и наречий с суффиксом -о (90%)

хорошо, плохо, грустно, весело, приятно

Слова, образованные от существительных

лень, грех, охота

Мне лень идти в магазин.

Этим грех не воспользоваться.

Слова, которые не находят соответствий в других частях речи

надо, можно, нельзя, нет, жаль

Особенности слов состояния:

Общее грамматическое значение слов категории состояния – состояние

Морфемный признак: как правило, имеют суффикс –о

Грустно, весело, смешно

Синтаксическая роль: являются сказуемым в односоставном безличном предложении:

Мне весело.

Морфологический признак: не склоняются и не спрягаются

По своим морфологическим признакам сближаются с наречиями:

Мне хорошо (слово категории состояния) - Он хорошо читает (наречие).

Ему грустно (слово категории состояния) - Старик грустно улыбнулся (наречие)

тоскливо – тоскливее – тоскливее всех

Сходство слов состояния с наречиями:

Различия между словами состояния и наречиями:

Наречие

Зависит от глагола.

Он хорошо читает (зависит от глагола читает ).

Независимое слово.

Ему хорошо .

Обозначает признак действия

Обозначает состояние природы или живых существ

Задается вопрос обстоятельства.

Он читает (как?) хорошо.

Задается вопрос краткого прилагательного.

Ему (каково?) хорошо.

В предложении является обстоятельством.

В предложении является сказуемым.

Таблица №5

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОВ КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ

Категория состояния — это класс знаменательных неизменяемых слов, обозначающих состояние (в широком смысле слова) и в предложении выполняющих функцию главного члена безличных предложений. Например: На Волге так хорошо, сво-бодно, светло (М. Г.); В джунглях было сыро, душно (Из газ.).

Все слова данной части речи по значению можно разделить на группы:

1. Слова, обозначающие состояние окружающей среды (теп-ло, холодно, сыро, жарко, шумно, ветрено и др.). Например: В здании школы было тихо и пустынно (Фад.).

2. Слова, обозначающие физическое состояние живых существ (больно, зябко и др.). Например: Ей душно, жарко, и вся, вскочив, Дрожит она (Л.).

3. Слова, обозначающие психические состояния человека (жутко, стыдно, страшно и др.). Например: А на душе необъятно и чудно, и толпы серебряных видений возникают в ее глубине (Г.).

4. Слова, обозначающие оценку какого-либо состояния (со сто-роны объема, размера, времени, с морально-эстетической стороны и т. д.: красиво, далеко, поздно и др.). Например: Мне далеко до дому, И труден мой путь впереди (Щип.); Над старостью смеять-ся грех (Гр.); Но увидимся мы вскоре, А теперь пора нам в мо-ре (П.).

5. Слова с модальным значением (надо, нужно, можно, нельзя, возможно, невозможно и др.). Например: Надо жизнь сначала переделать, Переделав, можно воспевать (Маяк.).

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СЛОВ КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ

Слова категории состояния не изменяются, и только слова на -о, соотносительные с прилагательными и ественными наречиями, могут образовывать форму сравнитель-ной степени синтетическим или аналитическим способом (стало тише, более тепло, более опасно). Значение превосходной степе-ни выражается только описательно, сочетанием форм сравнитель-ной степени этих слов со словами всех, всего. Например: У него веселее, чем у всех; Холоднее всего было в открытом поле.

Некоторые слова этой группы имеют формы оценки (холод-новато, жутковато, страшновато и т. д.). Например: В комнате стало холодновато.

Как уже говорилось выше, в предложении слова ка-тегории состояния бывают главными членами односоставных безличных конструкций. Можно указать также некоторые особенности сочетания данных слов с другими словами в связной речи. Так, слова категории состояния сочетаются с глаголами-связками отвлеченного или полуотвлечен-ного характера (быть, стать, становиться, делаться и др.), при-чем связка может иметь формы всех времен (было, будет, в настоя-щем времени — нулевая) изъявительного наклонения и форму сослагательного наклонения (было бы холоднее).


При словах категории состояния может быть существительное, местоимение в форме Д. падежа со значением логического субъек-та (Мне холодно), Р. или П. падежа (Без тебя скучно; В лесу темно), могут быть наречия места, времени, количества, меры (Здесь темно; Ночью стало холодно; Стало очень тихо). К сло-вам категории состояния может примыкать инфинитив. Например: Необходимо учиться много, серьезно, честно (М. Г.).

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

К служебным частям речи относятся пред-логи, союзы и частиц ы. Они отличаются от знаменатель-ных частей речи прежде всего тем, что не выполняют но-минативной функции, т. е. ничего не называют. Это пер-вая особенность. Их основная роль — выражать отноше-ния между словами или предложениями, передавать различные грамматические значения или уточнять их: Мороз и солнце! (П.) — союз и показывает, что слова мороз, солнце находятся в равноправных отношениях; Ты поступил бы так же — частица бы вместе с формой глагола передает сослагательное наклоне-ние.

Вторая особенность служебных слов в том, что они не могут употребляться самостоятельно и не могут быть членами предло-жения.

Наконец, следует отметить, что служебные части речи, как правило, безударны. Они образуют одно фонетическое слово вместе с тем словом, значение которого уточняют, если это частицы или предлоги. Если же они соединяют две самостоятель-ные синтаксические единицы (имеются в виду союзы), то они (союзы) всегда примыкают (в плане ударения) к последующему слову.

Ударение сохраняют только те служебные части речи, кото-рые образовались сравнительно недавно из знаменательных частей речи: благодаря, хотя, несмотря на, потому что и др.

По своей функции служебные части речи близки к мор-фемам.

Предлоги

Предлог как часть речи. Предлоги — это служебная часть речи, которая обладает отвлеченным лексическим зна-чением и служит для связи имени существительного с другими словами в словосочетании или предложении, например: войти в дом, вход в музей, недалеко от дома, мы с другом. Вместо имени существительного в роли подчиненного слова могут быть местои-менные существительные (крайний от меня), количественные числительные (прибавить к двум), субстантивированные части речи (Любите при сейчас, любите при всегда! (Вознес).

С помощью предлогов могут передаваться различные отношения.

Наиболее отчетливо выделяются объектные отношения (думать о друге, тосковать по доче-ри) и различные виды обстоятельственных от-ношений:

Временные (в пять часов, в среду, через неделю, на два дня, к понедельнику, между двумя и тремя часами);

Пространственные (жить в деревне, быть на родине, ехать к отцу, идти с завода, зайти за дом, пройти по улице, перейти через мост);

Причинные (не прийти из-за болезни, встретиться благодаря случайности, побелеть от страха);

Целевые (сделать для виду, сделать ради славы, подготовить к параду);

Уступительные (несмотря на погодные условия, вопреки пред-сказаниям);

Определительные (мотоцикл с коляской, платье в полоску, величиной с арбуз);

Совместности (поговорить с братом, поехать вместе с другом) и др.

Большинство предлогов употребляется со строго определен-ной падежной формой и не может употребляться с другими, например: предлог к только с Д. падежом; до, от, для, у, за — с Р.; при — с П. и др. Некоторые предлоги употребляются с двумя падежами: за — с В. и Т. (за домом, за дом, за школу, за школой); на, в — с В. и П. (на двор, на дворе, в школу, в школе).

Редко предлог управляет тремя падежами: с — может употреб-ляться с Р., Т. и В. падежами (взять со стола, взять с собой, вели-чиной с яблоко); по — с Д.; В. и П. падежами (идти по Лесу, ходить по грибы, приехать по весне).

Методическое примечание. Поскольку предлог является важным средством в определении падежей, учителю надо четко самому знать и показывать это ученикам 4-го класса, как с помощью пред-лога можно определить падеж.

Для этого надо особенно хорошо помнить те предлоги, которые упот-ребляются только с одним или преимущественно с одним падежом. Например, только с Р. падежом употребляются предлоги без, для, до. из. из-за, из-под, среди, от, у, около, близ, возле, а также предлоги в течение, в продолжение. Предлог с не может быть разграничителем Р. падежа, поскольку он (предлог) употребляется также с В. и Т. паде-жами.

Только с Д. падежом употребляется предлог к; можно говорить и о предлоге по, который преимущественно употребляется также с Д. падежом. Случаи его употребления с существительным в П. падеже (По ком звонит колокол?) крайне редки и не характерны для языка млад-ших школьников.

Только с В. падежом употребляются предлоги про и через. Предлоги в. на, за, с(со), о(об) употребляются не только с В., но и с другими паде-жами. Поэтому невозможно только по данным предлогам определить падеж существительного.

Творительный падеж не имеет предлога, характерного только для этого падежа. Все предлоги, употребляющиеся с другими падежами: с, за, под, между, употребляются и с Т. падежом.

Показателем П. падежа является предлог при.

Предлог тесно связан не только с зависимым словом в слово-сочетании, но и с главным: нередко с помощью предлога разграни-чиваются оттенки значения главного слова, например: состоять из (вещество состоит из мелких частиц) и состоять в (состоять в членах клуба).

Главное слово может определять значение предлога: прийти в библиотеку и превратить в библиотеку. В первом случае пред-лог вместе с падежной формой имеет значение места, во втором — объектное значение. Независимо от выражаемых смысловых от-ношений некоторые слова требуют определенного предлога в си-лу своих сочетаемостных свойств (предисловие к скучать по зависеть от...). Однако для русского языка характерна также и зависимость предлога от формальных показателей главного слова, в частности от глагольной приставки: въехать во двор, наехать на камень, заехать за ограду, отъехать от станции, съе-хать с дороги и т. п. Ср., однако: перейти через дорогу, заехать на тротуар и т. п.

Русские предлоги обычно стоят перед существительным (или перед прилагательным, если существительное имеет при себе согласованное определение). Очень редко предлоги могут стоять в постпозиции, например: рассудку вопреки, чего ради.

Структура предлогов. В зависимости от структуры все пред-логи делятся на первообразные (непроизвод-ные) и производные (непервообразные).

В группу первообразных входят наиболее древ-ние предлоги, которые с точки зрения современного языка нель-зя связать по происхождению с какой-нибудь частью речи. Коли-чество таких предлогов невелико: без(безо), в(во), до, для, за, из(изо), к(ко), на, над(надо), о, об(обо), от(ото), по, под(подо), пред (предо), перед (передо), при, про, с (со), у, через (чрез).

Предлоги из-за, из-под, по-за, по-над образованы сложением двух простых предлогов и называются двойными или составными.

Производные предлоги имеют мотивированные от-ношения с существительными, наречиями и деепричастиями.

По характеру соотнесенности их можно раз-делить на несколько групп:

Отыменные: в течение, в продолжение, по мере, в ходе, в целях и др.;

Наречные: близ, вдоль, навстречу, напротив, вблизи; отглагольные: благодаря, включая, спустя.

В ряде случаев в современном языке эти слова выступают и в роли предлога, и в роли знаменательных слов: Посмотрел вокруг — все белым-бело. — Вокруг меня собралась толпа; Он ушел благодаря нас за ночлег. — Благодаря своей дисциплинированости он сумел закончить диссертацию раньше срока.

Методическое примечание. Чтобы отличить знаменатель-ную часть речи от предлога, надо подобрать синонимы к ним: Нас предупредили накануне (= только что, недавно — наречие). — Нас пре-дупредили накануне экзамена (= перед экзаменом — предлог); Во время войны я работал на заводе (= в войну — предлог). — В последнее время завод достиг успехов (= в последний период — существитель-ное). — Он вернулся спустя неделю (= через — предлог).

По морфологическому составу производные предлоги делятся на простые, состоящие из одного слова, например: вокруг, около, благодаря, вследствие, исоставные, состоящие из падежной формы существительного с предшествую-щим ему первообразным предлогом: в течение, в продолжение, за исключением, в ходе, по пути, во время. В последнее время все активнее стали развиваться сложные предлоги, представляю-щие собой объединение падежной формы имени существитель-ного с предшествующим и последующим простыми первообраз-ными предлогами: в связи с, в зависимости от, по пути к, по направлению к, ср.: Мы пошли к лесу.— Мы пошли по направ-лению к лесу.

Сложные предлоги характерны для официально-делового, научного и публицистического стилей, хотя в послед-нее время стали проникать и в разговорную речь, создавая неже-лательные оттенки канцеляризма: в деле по распространению русского языка и т. п. Первообразные предлоги в основном имеют нейтральную стилистическую окраску. Только некоторые из них имеют оттенок возвышенности: средь, чрез, пред, предо. Некоторые первообразные предлоги имеют оттенок разговорности: фильм про любовь, пошли по ягоды, ради детей.

Методическое примечание. Учащиеся начальных классов знакомятся с первообразными предлогами уже в период обучения грамоте. Называя предлоги «маленькими словами», учитель обращает внимание детей на то, что эти слова пишутся отдельно от других слов. Это умение развивается практическим путем во 2-м классе (по системе 1-4). В 3-м классе при изучении приставок учитель сопоставляет предлоги и приставки, вновь обращает внимание детей на то, что предлоги пишутся отдельно и никогда не стоят перед глаголами. Затем при изучении имени существительного дети узнают, с какими падежами употребляются предлоги. Особенно много внимания отработке этого навыка уделяется в 4-м классе, когда изучается правописание падеж-ных окончаний имен существительных и требуется по ряду признаков, в том числе и по предлогу, определить падеж существительного.

Кроме того, правильное употребление предлогов — неотъемлемая часть культуры речи. Поэтому учитель должен внимательно следить за правильностью употребления предложно-падежных конструкций. Уже в первых классах следует обращать внимание на употребление предлогов из и с в конструкциях типа из Москвы, с Украины, с почты, из боль-ницы, из школы и т. п. Кроме того, учителю надо добиться от учащихся правильного употребления предлогов с существительным при глаголе скучать. Следует говорить: скучать по маме, скучать о брате, но не *скучать за(!) мамой.

Союзы

Союзы — это служебная часть речи, которая слу-жит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения или для связи отдельных предложений в тексте.

Едет с грамотой гонец И приехал наконец (П.); Дверь тихонь-ко заскрипела, И в светлицу входит царь, Стороны той государь (П.); Приют наш мал, зато спокоен (Л.); Прежде песни тоска наша пела, а теперь наша радость поет (Л.-Кум.).

По происхождению и словообразователь-ной структуре союзы делятся на первообразные и производные. Первообразные возникли давно, и их значение в современном языке не мотивировано. Это такие союзы, как: а, но, да, или, ни, зато, да митд.

Производ-ные союзы появились позднее. Большинство из них образова-лось из местоимений, наречий или из предложно-местоименных, наречных и других сочетаний: прежде чем; хотя; вопреки; благо-даря тому, что; до тех пор пока; ввиду того что; чтобы; где; что; как и др. В современном языке процесс образования союзов продолжается. Новые союзы образуются путем прибавления к уже имеющимся союзам конкретизирующих слов, например: и поэтому, и потому, и тогда, и тем самым, и стало быть, и сверх того, вследствие того что и др.

По морфологическому составу союзы делятся на простые, состоящие из одного слова, и составные, представляющие собой объединение двух и более словесных элементов. Примеры простых союзов: а, но, и, ибо, чтобы, хотя и др. Составные союзы: так как, потому что, в то время как и др. Среди составных союзов выделяется группа двойных союзов: не только... но и, поскольку... постольку, чем... тем и др. Компоненты составных союзов могут следовать друг за другом, не допуская между ними никакого включения, и могут быть расчленены другими словами, как в двойных союзах не только... но и, не столько... сколько.

В составных союзах местоименный элемент может быть выделен путем логического ударения. В этом случае пауза разделяет союз, что на письме обозначается запятой, которая ставится после местоименной части: благодаря тому что; оттого что; в связи с тем что; вследствие того что и др. Ср.: Видимо, эта мысль неоднократ-но занимала капитана, потому что он неоднократно возвращался к ней на полях других книг (Кав.); Я любил свои поездки потому, что оставался один (Пауст.).

От двойных союзов нужно отличать союзы повторяющиеся, которые составляют вторую группу, например: то... то, не то... не то, или... или, и... и, ни... ни и т. д.

По характеру синтаксических отношений, которые устанавливают союзы между связываемыми компонен-тами, союзы делятся на сочинительные и под-чинительные.

Сочинительные союзы объединяют компоненты на основе их равноправия, не указывая на зависимость одного от другого. Они объединяют или однородные члены предложения, или части сложносочиненного предложения.

Подчинительные союзы объединяют неравноправ-ные компоненты и указывают на зависимость одного из них от другого. Подчинительные союзы характерны для сложноподчи-ненного предложения, где присоединяемый ими компонент (при-даточная часть) зависит от главной части, поясняет ее. В редких случаях подчинительные союзы встречаются в простом предложе-нии. Это союз хотя, который может присоединять однородные члены: Погода теплая, хотя и ветреная, и сравнительные союзы, вводящие сравнительные обороты, или стоящие перед сказуемым: День теплее чем ночь; Лес стоит как в сказке. Союз как может употребляться в простом предложении в значении «в качестве», когда он стоит при приложении, например: Беседа как средство воспитания младших школьников широко используется учителями.

Грамматические значения, отношения в каждой из этих групп зависят от качества конкретного союза и содержания соединяемых компонентов. Так, соединительные союзы и, да, ни... ни могут выражать соединительные отношен и я, т. е. такие, при которых объединяются два или несколько однородных компонентов: Дело под вечер, зимой, И морозец знатный (Н.); Проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка... (Кр) Такие союзы называются сочинительными соеди-нительными.

Разделительные отношения выражаются с помощью сочинительных разделительных сою-зов или... или, либо... либо, не то... не то, то... то, то ли... то ли. Эти союзы показывают, что связываемые ими компоненты или чередуются, или взаимоисключают друг друга: Что же вас гонит? Судьбы ли лишения, Зависть ли тайная. Злоба ль открытая? (Л.) Сочинительные противительные союзы а, но, да (в значении но) показывают, что связываемые части противо-поставляются или сопоставляются: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается (Поел.).

Градационные союзы не только... но и, не столько... сколько, не то чтобы... а, соединяя компоненты, выделяют пос-ледний, указывая на его особую важность. Например: Необхо-димо учитывать не только количество ошибок, но и их характер.

Подчинительные союзы также выражают различные отношения зависимости:

Временные: когда, как только, пока, с тех пор как, до тех пор пока и др.;

Причинные: так как, потому что, ибо и др.;

Условные: если, коли, раз;

Целевые: чтобы, для того чтобы, лишь бы;

Уступительные: хотя, несмотря на то что;

Следствия: в результате чего, так что;

Сравнительные: как, словно, будто, точно, как будто, подобно тому как и др.;

Изъяснительные: что, как и др.

Некоторые союзы могут совмещать значения сочинительных и подчинительных союзов, например: Хоть видит око, да зуб неймет. Здесь союз хоть... да имеет противительно-уступительное значение. Союзы, как и другие слова, могут быть многозначными, например союз когда может выражать временные отношения и условные. Ср.: Когда Борис хитрить не перестанет, Давай народ искусно волновать (П.) — союз когда употреблен в условном значении; Когда по окопам прошла перекличка, Когда мы за чаем беседу вели, Порхнула хохлатая, серая птичка Над кромкой ничьей, одичалой земли (Сурк.) — союз когда имеет значение времени.

Как и слова других частей речи, союзы имеют стилистичес-кую окраску. Многие союзы нейтральны в стилистическом отно-шении, например: если, когда, что, как, или, и, но. Часть союзов свойственна только устной речи, в том числе и литературной разговорной: коль скоро, коль, раз, благо. Многие составные союзы принадлежат книжной речи, причем одинаково всем ее разновидностям: вследствие того что, ввиду того что, в силу того что, невзирая на то что и др.

Методическое примечание. В начальных классах нет специальной темы «Союзы», но практически уже в самый начальный период обучения дети знакомятся с союзами а, и, но. Как и предлоги, их называют «маленькими словами». Важно уже в этот период обра-тить внимание детей на то, что союзы пишутся отдельно от других слов и перед а, но всегда ставится запятая. Во 2-м классе на уроках русского языка, особенно при выполнении творческих работ, дети широко пользуются сложноподчиненными предложениями с союзами когда, если, потому что, что.

Здесь можно пропедевтически уже говорить учащимся, что перед этими словами надо ставить запятую. Более подробное зна-комство с сочинительными союзами проводится в 4-м классе (по системе 1-4) при изучении однородных членов предложения. Учащимся сообща-ется, что однородные члены предложения могут быть соединены словами а, и, но, или. Здесь важно обращать внимание детей на различие инто-нации перед этими союзами (чисто практически) и закреплять навык постановки запятой перед союзами а, но. Можно обратить внимание детей на то, что перед одиночным союзом и запятая не ставится, а при повторении она обязательна.

Частицы

Частицы — это часть речи, включающая в се-бя неизменяемые незнаменательные слова, ко-торые служат для выражения смысловых, эмоциональных и мо-дально-волевых оттенков слов, словосочетаний и предложений. Ср.: Я сделал работу.— Я почти сделал работу; Он начал рабо-тать.— Он только начал работать. В этих предложениях частицы показывают степень завершенности действия, т. е. уточняют значе-ние глаголов сделал, начал. Ср. еще: Я приду завтра. — Я вряд ли приду завтра. Частица вряд ли показывает, что достоверность действия подвергнута сомнению. Ср. еще: Разве вы не едете с нами? и Неужели вы не поедете с нами?

Здесь частицы (выде-лены), формируя вместе с интонацией вопросительную модаль-ность предложения, выражают вместе с тем и сомнение, удивле-ние, недоверие говорящего. С помощью частиц могут быть пере-даны различные значения: утверждение (да, так), отрицание (не, ни, нет), сомнение (неужели, разве), неуверенность (вряд ли, едва ли), выделение (именно, прямо), ограничение (только, лишь, лишь только) и другие значения.

По значению и по функции все частицы делятся на следующие разряды:

1. Частицы, выражающие смысловые оттен-ки слов. Сюда относятся: а) определительные частицы: едва (едва говорил), именно, точь-в-точь, почти (почти красный), чуть не (чуть не упал) и т. д.; б) частицы, служащие для выде-ления предмета, признака, действия из ряда других или усили-вающие значение предмета, признака, действия. Эти частицы называются выделительно-ограничительными. Сюда относятся частицы: лишь, даже, еще, хоть, хоть бы, всего, лишь, лишь только. Например: Не хочу и доброй ночи желать тебе (Г.). Здесь частица и, синонимичная даже, усиливает объект действия. Ср. еще: Именно он так сказал; Он сказал именно так; Он именно сказал, а не написал. В этих предложениях частица именно выделяет то слово, перед которым стоит.

2. Эмоционально-экспрессивные частицы. Эти частицы выражают эмоционально-экспрессивное отношение говорящего к высказываемому: Что за прелесть эти сказки! (П.); Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сна-чала искупить наше прошлое, покончить с ним... (Ч.); Как хорошо ты, о море ночное! (Тютч.) Сюда относятся частицы: ведь, ну и, то-то, еще бы, просто, вот так, куда как и др.

3. Модальные и модально-волевые частицы. Эта группа частиц выражает отношение высказываемого к действительности, т. е. они передают утверждение или отри-цание, вопрос или побуждение, показывают достоверность вы-сказываемого, сравнение и др.: Ужель та самая Татьяна? (П.); Да разве об этом расскажешь, В какие ты годы жила? (Исак); Не стыдно ль стен тебе? (Кр.) К модально-волевым части-цам относятся частицы: да, нет, действительно, вряд ли, едва ли, пусть, пускай, разве, неужели, ли, словно, пожалуй и др. Сюда же относятся частицы, обозначающие субъективную передачу чужой речи: мол, дескать.

4. Особую группу частиц составляют фор-мообразующие частицы. Они служат для образова-ния форм наклонений глагола, для образования форм степеней сравнения, например: самый интересный, более красивый, сказал бы, пусть скажет. Эти частицы по своему значению и функции близки к формообразующим аффиксам. Что касается словообра-зовательных частиц -го, -либо, -таки, -ка, кое-, выделяемых некоторыми исследователями в разряде частиц, то их (частицы) следует рассматривать как особый вид словообразовательных аффиксов.

Предложенная классификация частиц не может охватить все их значения, поскольку значения некоторых частиц конкрети-зируются в предложении. Кроме того, многие частицы имеют тесные связи со словами других частей речи. В них в разной степени присутствуют элементы значений наречий (буквально, совершенно, прямо), местоимений (всё, всего, оно, это), глаголов (было, смотри), союзов (а, благо, ведь, даже, пусть, пускай, хоть, чтоб), предлогов (вроде). Нередко наблюдается совмещение значений частицы и союза, частицы и наречия. В этом случае и квалифицировать их надо двояко: союз — частица, частица — наречие и т.п. (Подробнее об этом смотри в разделе «Омониммч частей речи».)

Все частицы, кроме формообразующих, характерны для раз-говорной речи и широко встречаются в художественной литера-туре. Официально-деловому и научному стилям речи они не свойственны.

Методическое примечание. В начальных классах внима-ние к модально-волевым частицам помогает учителю показать специфику вопросительных и восклицательных предложений и дать определенные рекомендации учащимся для выразительного чтения.

Модальные слова

Общая характеристика модальных слов. Модальность — это понятийно-грамматическая категория, выражающая отношение говорящего к высказыванию, отношение высказывания к объективной действительности.

Модальность выражается различными средствами: лексическими, морфологически-ми и синтаксическими. Например, модальное значе-ние могут иметь различные знаменательные слова (хотеть, мочь, предполагать, утверждать, правда, неправда и т. д.). Это лек-сические средства выражения модальности.

Значения модальности выражаются формами гла-гольных наклонений, т. е. морфологически.

Разные модальные значения присущи различным типам пред-ложений: повествовательным, побудительным (функциональная модальность), вопросительным, утвердительным и отрицательным, т. е. это синтаксическое выражение модаль-ности.

Есть и еще один вид модальности — субъективная модальность, которая выражается специальными модаль-ными словами. Модальные слова — это класс неиз-меняемых слов, при помощи которых выражается субъек-тивное отношение говорящего к высказыванию или его части с точки зрения его достоверности / недостоверности. Например: Вы, может быть, слышали — мы уезжаем (И. Т.) — сочетание может быть передает значение предположительности; «Реши-тельно — он прелесть»,— промолвила она не то задумчиво, не то рассеянно (И. Т.) — слово решительно выражает значение уверенности в том, о чем сообщается в предложении.

Модальные слова в предложении граммати-чески не связаны с другими его членами и не являются членами предложения. Чаще всего они выступают в функции вводных слов, выделяясь в тексте инто-национно (на письме — знаками препинания). Например: Биб-лиотека ваша, конечно, выросла с тех пор? (Сол.) Кроме того, модальные слова могут выступать в функции слова-предложения в ответной реплике диалога. Например: «Нет, вы серьезно?» — спросила она, постепенно осознавая всю несообразность неожи-данного события. — «Конечно» (Ант.).

Модальные слова образуются от знаменательных, часто имеют среди них омонимы. Например: Троекуров велел тотчас его догнать и воротить непременно (П.). В этом предложении слово непремен-но является наречием, относится к глаголу-сказуемому и ни инто-национно, ни запятыми не выделяется. Непременно, он вернет-ся. В этом предложении слово непременно — модальное, имеет значение уверенности говорящего. Или: Он точно скопировал рисунок. — Он, точно, копирует рисунок.

Разряды модальных слов по значению. По значению, которое придают модальные слова высказыванию или отдельным его частям, их разделяют на несколько групп. Основные из них сле-дующие.

1. Модальные слова, выражающие уверен-ность, достоверность (конечно, несомненно, естественно, точно, безусловно, правда, действительно и др.); сочетания (в самом деле, само собой разумеется, само собой и др.). На-пример: В самом деле: взять да и бросить! (Кав.)

2. Модальные слова, выражающие значение предположительности, неуверенности (кажет-ся, вероятно, по-видимому, едва ли, может быть и др.); сочета-ния (по всей вероятности, по всей видимости и др.). Например: Может быть, вы были правы (И. Т.); Видно, подошла такая минута (Кав.).

Междометия

Междометие как часть речи. Междометия — это класс неизменяемых слов, служащих для выражения различных чувств и волевых побуждений человека (ой, ах! ну! и др.).

В системе частей речи междометия занимают особое место. От служебных слов междометия отличаются тем, что они не связывают члены предложения или части слож-ного предложения, как союзы; не выражают отношений существительных и местоимений к другим словам в предложении, как предлоги; не придают смысловых, модальных и экспрес-сивных значений словам или предложениям, как частицы.

От знаменательных частей речи междоме тия отличаются тем, что они, выражая чувства и побуж-дения, не называют их. Например: Ах, быстро молодость моя Звездой падучею мелькнула (П.). В этом предложении междоме-тие ах выражает чувство сожаления, но не называет его, в отли-чие от слов жаль, сожалею и др. Или: Боже мой, окунь! Ах, ах... скорей! (Ч.) В этом предложении междометное сочетание боже мой и междометие ах выражают чувство восторга. Многие междо-метия могут служить для выражения различных чувств.

Так, например, в произведениях А. С. Пушкина междометие ах упот-ребляется для выражения чувств удивления, догадки, радости, недоверия и др.: Ах!., постойте; какая прекрасная мысль... (вы-ражает чувство радости); Ах, матушка идет... (выражает чувство испуга); Ах, он поручик! ах, злодей! (выражает чувство возму-щения). Междометие а также выражает различные чувства. Например: А! Так-то вы моей послушны воле! (междометие выражает чувство неудовольствия); «А! Петр Андреич!» — сказал он, увидя меня... (выражает чувство радостного удивления).

Некоторые же междометия, несмотря на то что не обладают номинативной функцией, имеют тем не менее закрепленное за ними содержание. Например, междометие увы служит для выра-жения чувства горя, сожаления; междометие караул выражает призыв к оказанию помощи и др.

В предложении междометия синтаксически не связаны с его членами. Они могут выступать в качестве самостоятельного междометного предложения. Напри-мер: «Батюшки! — изумился тонкий.— Миша! Друг детства!» (Ч.) Некоторые междометия могут выступать в функции сказуе-мого. Например: Татьяна ах! а он реветь (П.).

В речи междометия произносятся с особой интонацией (по-вышение тона, увеличение силы звука, в некоторых случаях — протяженность гласных).

Разряды междометий. По тому, что выражают меж-дометия, их принято делить на две группы: эмоциональные и побудительные (императивные).

Эмоциональные междометия О! Ах! Ой! Ура! Браво! Батюшки! А! Ух! и др. выражают чувство радости, восторга, одобрения, удивления, недоумения, испуга, а также да-ют характеристику, оценку событий, состояний и т. д. Например: Ах! Скалозуб, душа моя... (Гр.) — междометие служит для выражения чувства радости, восторга; Ах! боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексевна! (Гр.) — междометия выра-жают испуг.

Побудительные междометия выражают различ-ные виды побуждения: Вон! Цыц! Ну! С-с-с! Ш-ш! Марш! Айда!

Например: Гринев, узнав от него об опасности... скомандовал: марш, марш... (П.); Где, Остап, твоя сопилка? А ну-ка козачка! (Г.) Междометия, призывающие к вниманию: Ау! Эй! Алло! На-пример: «Эй, Дуня! — закричал смотритель,—поставь самовар» (П.); Даша молча глядела, как отец крутит ручку телефона, кричит: «Алло, алло!» (Горб.)

К междометиям относят также речевые формулы вежливости, т. е. слова и сочетания, выражающие приветствие, прощание, благодарность и т. д.: Здравствуйте! Спасибо! До свидания! и др.

По структуре междометия делятся на непроиз-водные и производные. К первым относятся междо-метия типа ай, ой, ах, эх, ну, ого и др. Они состоят из одного глас-ного звука: а! э!\ из двух гласных ау!; из гласного и согласного: ох! эх! ба!; из двух гласных и согласного: ага! ого! увы!; из соглас-ных: брр! Некоторые из перечисленных междометий могут вы-ступать в удвоенной и утроенной форме: у-у! хе-хе-хе! Некоторые из этих междометий могут соединяться с частицами (ну же! ну-ка!) или с глагольным постфиксом (Ну-те!).

Производные междометия соотносятся со словами других час-тей речи: глаголами (Смотри! Здравствуйте! Извините), сущест-вительными (Батюшки! Беда! Ужас!), местоимениями (То-то!), наречиями (Полно!): Производные междометия могут быть составными: Вот тебе и раз! Вот так штука!

Категория состояния (другое название - безлично-предикативные слова) - знаменательные неизменяемые наречные и именные слова, обозначающие состояние. Они употребляются в безличном предложении в функции сказуемого. Тем самым подчеркивается их роль предиката.

Можно ли считать категорию состояния частью речи?

Развитие русского языка идет к тому, что в скором времени они займут законное место среди знаменательных (самостоятельных) частей речи. В школьных учебниках еще в середине 20 века о категории состояния и вовсе не упоминалось. Сейчас в комплексе книг С. И. Львова и М. М. Разумовской они выделяются из наречия как особая группа слов, которая отличается от них по ряду признаков. А в учебниках Т. А. Ладыженской и М. Т. Баранова категория состояния и вовсе представлена как самостоятельная часть речи, предложен ее морфологический разбор.

Пример для понимания категории состояния

В качестве примера можно привести следующее предложение: Приедет Владимир, всем нам будет весело. Здесь слово весело используется для обозначения психического состояния и является сказуемым в соответствующем безличном предложении. Оно сочетается в нем со связкой будет , которая является аналитической формой будущего времени. Слово "весело " безлично-предикативное, является омонимом краткой форме наречия и прилагательного. Сравните его использование в следующем предложении: Выражение лица ребенка весело . Здесь это слово является кратким прилагательным. А вот еще один пример: Он весело улыбнулся . Здесь уже оно выступает в качестве наречия. Однако являясь категорией состояния, весело отличается от прилагательного отсутствием форм рода, таких как весела, весело, весел . Кроме того, по нему нельзя определить имя. От наречия же слово весело отличается своей неспособностью определять имя прилагательное и глагол. Более того, ему чуждо значение признака.

Общее значение всех безлично-предикативных слов

Все слова категории состояния имеют общее значение - это выражение определенного состояния или же его оценки. Например, речь может идти о нем в отношении живых существ как с физической точки зрения, так и с психической; окружающей среды и природы; модальной окраски. Кроме того, оценка состояния может происходить с точки зрения протяженности в пространстве и времени, а также с морально-этической. Слова, относящиеся к этой категории, всегда мыслятся безлично. Например: ребенку больно . Сравните это предложение со случаями, когда состояние выражается глаголом и прилагательным: ребенок болеет и ребенок болен .

Основные морфологические признаки

Можно выделить следующие морфологические признаки, которые имеют слова категории состояния. Во-первых, у них отсутствует спряжение и склонение, то есть они являются неизменяемыми. Во-вторых, категория состояния как часть речи характеризуется наличием суффикса в случае, если эти слова образованы от наречий и имен прилагательных (нужно, обидно, видно, холодно ). Кроме того, для них характерна способность выражать передаваемое связкой значение времени. С этой связкой сочетаются различные слова категории состояния. Предложения с ними можно составить следущие: Мне будет весело; Мне было весело; Мне станет весело; Мне стало весело. Если же связка отсутствует, речь идет о настоящем времени. Категория состояния как часть речи характеризуется наличием еще одного морфологического признака. Он заключается в том, что слова на , образованные от наречий и кратких прилагательных, сохраняют формы сравнения. Примеры: Было легко - стало легче; Было тепло - стало теплее.

Соотносительность с частями речи

Соотносительность этих слов с такими частями речи, от которых они произошли, - последний морфологический признак, по которому определяется категория состояния. Примеры приведем следующие: грустно соотносится с грустный , тяжело - с тяжелый , тепло - с теплый, морозно - с морозный . Этот признак также следует запомнить.

Слова, обозначающие категорию состояния, могут соотноситься не только с наречиями, но и с существительными, такими как пора, стыд, позор, грех . Пример: Пора туда, куда мы давно стремились . Совпадая внешне с группами существительных и наречий, они отличаются от них тем, что имеют категориальное значение, а также особые грамматические свойства. К примеру, в отличие от наречий, весело, трудно, жарко, как категории состояния, не определяют глагол. Эти слова составляют грамматическое и семантическое ядро предложения.

Тем не менее признак соотносительности с частями речи несвойствен ряду слов категории состояния. В современном русском языке, к примеру, совестно нельзя соотнести с совестный , а можно - с можный . Существуют и другие примеры.

Однако не соотносится ни с какой из частей речи только немногочисленная группа слов, которая входит в категорию состояния. Это надо, можно, нельзя , а также жаль . В настоящее время последнее слово имеет соотносительное существительное лишь тогда, когда оно используется в просторечных словосочетаниях.

Важнейший синтаксический признак

Перейдем теперь к рассказу о синтаксических признаках категории состояния. Прежде всего эти слова имеют функцию сказуемого и выступают в безличном предложении как вместе с инфинитивом, так и без него. Пример: Грустно и тяжело было видеть ее в столь нелегком положении.

Отсутствие управления и согласования

Следующий признак заключается в том, что категория состояния не управляется и не согласуется. Данные слова могут сочетаться с полуотвлеченной или отвлеченной связкой (делаться, становиться, стать, быть ), выражающей наклонение и время. Это важный признак, по которому мы можем узнать, что перед нами категория состояния. Примеры: Когда я ее слушал, мне становилось грустно; Мне сделалось неловко и неприятно.

Другие синтаксические признаки

Мы описали еще не все синтаксические признаки. Категория состояния может распространяться различными формами существительных, а также местоимений без предлога в Д.п. и с предлогами в П.п. и Р.п. Другими словами, эти слова могут управлять данными формами. Примеры: Мне стало грустно и досадно на нее; Тебе может быть у меня скучно, но я всегда тебе рад .

Следует отметить и то, что зависимый инфинитив часто употребляется при этих словах. Это также один из синтаксических признаков, по которым определяется категория состояния как часть речи. Пример: Снег лежал такой белоснежный, что было больно глядеть.

Еще один синтаксический признак заключается в том, что безлично-предикативные слова, в отличие от прилагательных и наречий, не определяют никаких слов. Пример: Она глядела грустно (здесь наречие определяет глагол) - Лицо девушки было грустно (в данном случае краткое прилагательное определяет существительное) - Девушке было грустно

В заключение

Итак, безлично-предикативные слова, иначе называемые категорией состояния, выделяют в отдельную лексико-грамматическую группу. Они имеют общие семантические, синтаксические и морфологические признаки. Главные из них следующие: роль безличного сказуемого, значение так называемого недейственного состояния, неизменяемость, а также соотносительность с существительными, наречиями и прилагательными. Слова категории состояния, предложения с которыми были представлены выше, следует отличать от наречий, кратких прилагательных и существительных.

Поделиться